Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»
консультация

В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее  место занимает игра – так как создаёт  наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Игра – как средство воспитания дошкольников»

В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее  место занимает игра – так как создаёт  наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития.

Важно развивать игровую деятельность, поскольку она  позволяет  достичь  формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Какие же игры способствуют правильному воспитанию и развитию ребёнка?

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя игрушки и  предметы-заместители.

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- игры на бытовые сюжеты ( «Дом», «Семья», «В гости», «День рождения)

- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (парикмахерская,  больница, детский сад,  школа,  магазин.  Транспорт: поезд, самолет, корабль).

 - игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

 - игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач  ( в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.)

Длительность сюжетно-ролевой  игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

-  в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (кормить куклу, строить дорогу) - одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

 Роль - средство реализации игры. Роль  которую взял на себя ребёнок  содержит свои правила поведения, которые он наблюдал в окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. 

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре ребёнок  делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию личностной сферы ребенка и отражает его стремление войти в мир взрослого человека.

Если вы уделяете достаточно много времени,  играя в сюжетно-ролевую игру дома, то в ваших руках  мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его знания, умения, навыки -  как результат воспитания.

Театрализованная  игра - деятельность направленная на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрытие  его творческих индивидуальных способностей , его самовыражение.

Театрализованные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве. Это одно из основных средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.  Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Семейный театр - особая среда для развития творческих способностей ваших детей. Вы как родитель - партнёр можете  помочь ребёнку  поверить в свои силы, обеспечить ему  эмоциональное благополучие,  при вашем участии ребёнок станет   творцом кукольного представления.

Как только ваш ребёнок научился ходить,  в его жизни появляются подвижные игры. Они помогают ему правильно развиваться физически, способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление т.е способствуют всестороннему, гармоничному развитию его личности.

Подвижные игры классифицируются:

- по возрасту детей;

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью); 

- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д),

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

- сюжетные и бессюжетные; («Кот и мыши», -«Ловишки», «Прятки»)

- игры забавы.

В поиске подвижной игры для детей – одного или целой компании – всегда обращайте внимание на интересы и возраст. Малышам не стоит давать слишком сложные задания, а детям постарше вряд ли будут интересны примитивные игры.  Постарайтесь выделить  время, чтобы поиграть с сыном или дочкой, придумайте ему  сами увлекательную подвижную игру ( можно с использование домашнего тренажора).  Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями. Так что, пользуйтесь моментом и даже в помещении устраивайте активные игры.

Дидактическая игра - способствует развитию таких необходимых качеств как любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, способность решать личностные и интеллектуальные задачи, поставленные с учетом возраста вашего ребенка,  формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами и игрушками:

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- игры с картинками,

- компьютерные дидактические игры.

  Игры с предметами позволяют расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные  игры  расширяют представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные. («Бродилки»,  «Лото», «Мозаики»,  «Пазлы»)

Игры словесного характера отличаются тем, что образовательная задача, осуществляемая с использованием данных игр, направлена на мыслительные действия без опоры на наглядность. Это преимущественно игры народные, загадки, потешки, прибаутки, перевертыши. Словесные игры формируют и развивают слуховое внимание, создают эмоциональный настрой, вырабатывают быстроту реакции, развивают речь.

Игры с картинками.  Для игр такого плана используют разнообразные картинки, серии картин, в соответствии возрастом детей. Это математические игры. Игры на знакомство с окружающим.

Компьютерные дидактические игры являются средством формирования  у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Они применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Задача родителя – подобрать необходимую игру, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребёнка. (старший дошкольник  может играть за компьютером не более 15 минут в день).

Родители помните - создавая в семье условия, для разнообразной детской игровой деятельности  вы  способствуете  успешному    психическому  и личностному развитию вашего ребёнка. Дети должны играть почти всё своё свободное время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация " Игра- как средство воспитания дошкольников"

Игоа- это сврего р правила и нормы поведенния людей, их отношенние к труду.ода шклла, в которой ребёнок активно и творчески осваивает...

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»...

Консультация: «Игра - как средство воспитания дошкольников».

Консультация:«Игра - как средство воспитания дошкольников»....

Консультация "Игра, как средство воспитания дошкольников"

 Игра как средство воспитания, в современном обществе это тема актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное время провождения, но способ моделирования внешнего, вз...

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания дошкольников».Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются со...