возрастные особенности детей 1-2 года жизни
консультация

У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrast_nye_osobennost_i.docx69.53 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст ные особенност и

развития дете й 2–3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Про-

должает развиваться предметная деятельность, ситуативно-

деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются

восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе-

ния, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных спо-

собов действия с различными предметами. Развиваются действия соот-

носящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, пре-

образуя натуральные формы активности в культурные на основе предла-

гаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта

подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжа-

ет развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приоб-

ретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия

окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы

взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенству-

ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко-

торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваи-

вают основные грамматические структуры, пытаются строить простые

предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части

речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ре-

бенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды

деятельности: игра, рисование, конструирование.

140

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они со-

вершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середи-

не третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловле-

но тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить

какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде

«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые

ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; раз-

личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематиче-

ский слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но про-

износят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее

особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про-

блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им-

пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко за-

ражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период

начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена раз-

витием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости

и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные

с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризи-

сом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от

взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: нега-

тивизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис мо-

жет продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Задачи восп итания

и обучения

Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать

культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Развивать основные движения. Предупреждать утомление.

141

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы

наглядно-образного мышления.

Развивать восприятие, внимание, память детей.

Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей раз-

нообразными сенсорными впечатлениями.

Формировать представления о предметах ближайшего окружения,

о простейших связях между ними.

Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение

к растениям.

Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, со-

вершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Доби-

ваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным

средством общения детей друг с другом.

Формировать первоначальное представление о количественных и ка-

чественных различиях предметов.

Учить разноообразно действовать с предметами: собирать однород-

ные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины,

формы.

Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развиватъ умение

играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать

чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на

музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобрази-

тельного искусства, литературы.

Организация

жизнедеяте льност и дете й

Примерный

режим дня

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в дет-

ском саду. При осуществлении режимных моментов необходимо учиты-

142

вать индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые

предпочтения, характер и т. д.).

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ

(контингента детей, времени года, длительности светового дня в летний

период, климата в регионе, наличия бассейна и т. п.).

Таблица 14 Примерный режим дня для детей 2–3 лет

Режимные моменты Время

Дома

Подъем, утренний туалет 6:30–7:30

В дошкольном учреждении

Прием детей, самостоятельная деятельность 7.00–8.00

Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.20

Самостоятельная деятельность / Занятия по подгруппам 8.20–9.00

Подготовка к прогулке 9.00–9.20

Прогулка 9.20–11.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,

подготовка к обеду

11.20–11.45

Обед 11.45–12.20

Спокойные игры, подготовка ко сну 12.00–12.30

Дневной сон 12.30–15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00–15.15

Полдник 15.15–15.25

Самостоятельная деятельность / Занятия по подгруппам 15.25–16.15

Подготовка к прогулке 16.15–16.30

Прогулка 16.30–17.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,

подготовка к ужину

17.30–18.00

Ужин 18.00–18.30

Самостоятельная деятельность, уход домой 18.30–19.00

Дома

Прогулка 19:00–20:00

Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры,

гигиенические процедуры

20:00–20:30

Ночной сон 20:30–6:30 (7:30)

143

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

В течение дня следует выделять специальное время для чтения детям.

Желательно читать детям ежедневно. Для детей 2–3 лет длительноcть чте-

ния с обсуждением прочитанного обычно составляет 10–15 минут, однако

основной ориентир для педагога это интерес детей.

В режиме дня указана общая длительность организованной обра-

зовательной деятельности, включая перерывы между ее различными

видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной на-

грузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

В таблице 15 дан примерный перечень основных занятий на месяц.

Занятия по лепке и конструированию проводятся по 2 раза в месяц,

чередуясь.

В теплое время года часть занятий рекомендуется проводить на улице.

Таблица 15 Перечень основных занятий на месяц

(при работе по пятидневной неделе)

Виды занятий

Количество занятий

неделя месяц

Ребенок и окружающий мир 1 4

Развитие речи. Художественная литература 2 8

Рисование 1 4

Лепка / Конструирование 1 4

Физкультурное 3 12

Музыкальное 2 8

Общее количество занятий 10 40

Образовате льна я област ь

Физичес кое развитие

Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление

здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобще-

ние к физической культуре, развитие психофизических качеств

(сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобще-

ние к спортивным и подвижным играм, развитие интереса

144

к спорту; становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами и правилами, воспи-

тание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.

Продолжать укреплять здоровье детей. Развивать движения в ходе обуче-

ния разнообразным формам двигательной деятельности. Предупреждать

утомление детей. Формировать культурно-гигиенические навыки и на-

выки самообслуживания. С детьми в возрасте до 2 лет 6 месяцев, осо-

бенно в случаях, если в группе много новых детей, следует планировать

работу по облегченной программе.

Физкультурно-

оздоровительная работа

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здо-

ровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих про-

цедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. При-

учать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать

длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и фи-

зических упражнениях на прогулке.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять диф-

ференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению ад-

министрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, при-

нимая во внимание пожелания родителей.

Во спитание культурно-

гигиенических навыков

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятель-

но мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо

и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать

навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком,

салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Учить держать ложку в правой руке.

Физическая

культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную

осанку.

145

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласован-

ными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща,

придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на

зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во вре-

мя ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, дер-

жать, переносить, класть, бросать, катать).

Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в дли-

ну с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с вос-

питателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви-

жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе

которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, ка-

тание).

зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Примерный перечень основных движений,

по движных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки,

с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления,

врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом впе-

ред, в стороны.

Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2–3 м)

с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см); по доске, гимнастической

скамейке, бревну (ширина 20–25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом

в руках).

Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в ко-

лонне по одному, в медленном темпе в течение 30–40 секунд (непрерывно),

с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между

ними 25–30 см).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3–4 м); по до-

ске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту

20–30 см; по гимнастической скамейке.

Подлезание под воротца, веревку (высота 30–40 см), перелезание через бревно.

Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м)

удобным для ребенка способом.

Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой воспитателю,

друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50–100 см); бросание мяча вперед

двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди

ребенка, с расстояния 1–1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка.

Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой;

в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м.

Ловля мяча, брошенного воспитателем с расстояния 50–100 см.

146

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух

ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10–30 см). Прыж-

ки вверх с касанием предмета, находящегося на 10–15 см выше поднятой руки

ребенка.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать

руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны.

Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой,

над головой, размахивать вперед–назад, вниз–вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Пово-

рачиваться вправо–влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). На-

клоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу.

Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и

подниматься.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на ме-

сте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения

стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выстав-

лять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

Подвижные игры

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?»,

«Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Сол-

нышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай ли-

нию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в во-

ротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички

в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок».

Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

Образовате льна я област ь

познавате льное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие познаватель-

ных интересов, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, развитие вообра-

жения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование

первичных представлений о себе и окружающем мире, форми-

рование элементарных естественно-научных представлений.

147

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

Сенсорное

воспитание

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственно-

го опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать

предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства

с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами,

имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный

мяч — маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материа-

лом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете

предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной ве-

личины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометриче-

ской мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое

из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, со-

относить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных

предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че-

го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);

тактильных ощущений, температурных различий (чудесный мешочек, те-

плый — холодный, легкий — тяжелый и т. п.); мелкой моторики руки (игруш-

ки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Фо рмирование элементарных

математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Учить различать количество предметов: много — один (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров

и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая ма-

трешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпи-

чик, шар).

ознаком ление

с окружающим миром

Предметное окружение. Продолжать знакомить детей с названиями

предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь,

мебель, транспортные средства.

148

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из

которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать

знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подби-

рать предметы по тождеству (найди такой же носок, подбери пару

к варежке), группировать их по способу использования (из чашки

и стакана пьют, на кресле и стуле сидят и т. д.), выбирать объекты

по заданным признакам (все красное, все круглое и т. д.).

Природное окружение. Экологическое воспитание. Создавать усло-

вия для формирования интереса детей к природе и природным

явлениям; поощрять любознательность детей при ознакомлении

с объектами природы. Знакомить детей с доступными явлениями

природы.

Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь

и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних живот-

ных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть

их. Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка

мурлычет, собака лает и т. д.).

Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь,

лиса (в процессе чтения сказок, потешек; рассматривания иллюстра-

ций, картин и игрушек). Формировать умение выделять их характер-

ные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пу-

шистый хвост, медведь косолапый и т. д.).

Приобщать детей к наблюдениям за природой; вместе с детьми на-

блюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аква-

риуме; подкармливать птиц. Формировать первичные представления

о сезонных изменениях в природе. Помогать детям замечать красоту

природы в разное время года.

Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения

и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Формировать

бережное отношение к окружающей природе.

Социальное окружение. Напоминать детям название города (поселка),

в котором они живут.

Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и на-

зывать некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет

посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их

внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те

или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

149

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

образовате льна я област ь

Ре чевое развитие

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сто-

рон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха, формирование предпосылок обучения

грамоте; овладение речью как средством общения, развитие

речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской

литературой.

развитие

речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства

общения. Давать детям разнообразные поручения, которые стимули-

руют их общение со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевал-

ку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...»,

«Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книж-

ки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг

с другом и с воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах,

а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях

домашних животных).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей

в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизиро-

вать словарь.

Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по

названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»);

называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко»,

«Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных

(«Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

существительными, обозначающими названия игрушек, предметов

личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой пла-

ток), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей

(одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (авто-

машина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их де-

тенышей;

150

глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить,

лечить, поливать), действия, противоположные по значению (от-

крывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), дей-

ствия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожа-

леть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать,

смеяться, радоваться, обижаться);

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, темпера-

туру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, малень-

кий, холодный, горячий);

наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,

жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

детей. К концу года дети должны иметь словарный запас 1000–1200 слов.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении

изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипя-

щих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний,

слов и несложных фраз (из 2—4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой

голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные

и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и про-

шедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи пред-

логи (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопроси-

тельных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов

(«Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидак-

тические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на про-

стейшие (что? кто? что делает?) и более сложные вопросы (во что

одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?).

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их

называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитате-

ля, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пере-

сказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Пред-

лагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как

клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини-

циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном

на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

151

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

Художественная

литература

Читать детям художественные произведения, предусмотренные програм-

мой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, автор-

ские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, пер-

сонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить

слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровы-

ми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова,

фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять по-

пытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хо-

рошо знакомых сказок.

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку

по собственной инициативе.

Примерный список литературы

для чте ния детям второй группы раннег о развития

Сентябрь / октябрь / ноябрь

Русский фольклор

Повторение. Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям

второго года жизни.

Песенки, потешки. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…».

Сказки. «Козлятки и волк», обраб. К. Ушинского

Фольклор народов мира

Произведения. «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит.,

обраб. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Бе-

рестов. «Больная кукла»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом

мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»;

К. Чуковский. «Федотка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Де кабрь / январь / фе враль

Русский фольклор

Песенки, потешки. «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду,

ду-ду! Сидит ворон на дубу».

Сказки. «Теремок», обраб. М. Булатова.

152

Фольклор народов мира

Произведения. «Котауси и Мауси»; англ., обраб. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»;

пер. с молд. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Котенок»;

Н. Пикулева. «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Проза. Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Произведения. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян. «Маша

обедает», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Март / апрель / май

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочкам лиса с кузо-

вочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

Сказки. «Маша и медведь», обраб. М. Булатова.

Фольклор народов мира

Произведения. «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Разговоры», чу-

ваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск.,

обраб. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лер-

монтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто.

«Кораблик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»;

А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Путаница».

Проза. В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Произведения. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский.

«В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер.

с польск. В. Приходько.

образовате льна я област ь

социально-комм уникативное

развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на фор-

мирование первичных ценностных представлений, развитие

способности к общению; развитие саморегуляции, развитие

153

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобще-

ние к труду, формирование основ безопасности.

Фо рмирование первичных

ценностных представлений

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе,

об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с на-

чалом посещения детского сада.

Учить называть свое имя и возраст. Учить ребенка узнавать свой дом

и квартиру, называть имена членов своей семьи.

Способствовать формированию личности ребенка, проявляя уважи-

тельное отношение к его интересам, нуждам, желаниям, возможно-

стям. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрос-

лые любят его, как и всех остальных детей.

Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепри-

нятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отри-

цательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не

ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым

игрушкам и т. п. Формировать элементарные представления о том,

что хорошо и что плохо.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких лю-

дей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отно-

шение к родителям.

Развитие комм уникативных

спо собностей

Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Формировать

у детей опыт поведения среди сверстников, воспитывать чувство

симпатии к ним, способствовать накоплению опыта доброжела-

тельных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание

детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего

сочувствие ему.

Формирование детско-взрослого сообщества. Формировать у детей

положительное отношение к детскому саду (обращать их внимание

на красоту и удобство оформления комнат, на множество книжек

и игрушек, на возможность играть с детьми, подружиться с ними).

Учить детей узнавать свой детский сад, находить свою группу. Созда-

вать условия, способствующие формированию доверия и любви детей

к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудни-

154

кам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к свер-

стникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.

Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; на-

зывать основные помещения, сооружения (групповая комната, лест-

ница, веранда, песочница, горка).

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата

в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и за-

щищенности.

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлече-

ниях и праздниках.

Развитие регуляторных

спо собностей

Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать элементарные

навыки вежливого обращения, продолжать учить детей здоровать-

ся и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные

просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Развитие целенаправленности, саморегуляции. Формировать умение

спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать,

выполнять просьбы взрослого. Приучать детей не перебивать говоря-

щего взрослого, уметь подождать, если взрослый занят.

Фо рмирование соц иальных

представлений, умений, навыков

Развитие игровой деятельности. Учить детей проявлять интерес к игро-

вым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг

другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и перено-

сить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с по-

мощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжет-

ной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать

игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные на-

выки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развитие навыков самообслуживания. Способствовать развитию эле-

ментарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление

к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

Учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку.

155

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при

небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать

пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке

аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Приобщение к доступной трудовой деятельности. Создавать условия

для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привле-

кать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно

с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба),

салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании

игр расставлять игровой материал по местам.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание

на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (полива-

ет) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег;

как столяр чинит беседку и т. д.), объяснять, зачем он выполняет те или

иные действия. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Формирование основ безопасности. Знакомить с элементарными пра-

вилами безопасного поведения в природе (не подходить к незна-

комым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать

в рот растения и пр.).

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на

дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице,

дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Формировать первичные представления о безопасности собствен-

ной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и прави-

лами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями

«можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах

безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, пе-

ском не бросаться и т. д.).

Образовате льна я област ь

художест венно-эстет ичес кое

развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие

художественно-творческих способностей детей в различных

156

видах художественной деятельности, формирование интереса

и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понима-

ния произведений искусства; развитие эстетического восприя-

тия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

Знаком ство

с искусством

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на му-

зыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразитель-

ного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской лите-

ратуры. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, ма-

трешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная

и др.), их форму, цветовое оформление.

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на

красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения,

животные), вызывать чувство радости.

Изобразительная

деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами,

кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что каран-

дашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсор-

ный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по кон-

туру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя

им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)

оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом

карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движени-

ем карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге раз-

нообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над

тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радо-

сти от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать

к дополнению нарисованного изображения характерными деталя-

157

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

ми; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, ли-

ний, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить

детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно назы-

вать их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные,

горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:

ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику

и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не

наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает

лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать:

по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо

промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя паль-

цами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного нако-

нечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку,

снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими

материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая

предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска;

лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями

прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая

их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней

для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.),

сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); де-

лать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска,

блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: па-

лочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку

или специальную заранее подготовленную клеенку.

Ко нструктивно-мо дельная

деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом

продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная

призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных

форм на плоскости.

158

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по об-

разцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способ-

ствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, сораз-

мерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гара-

жей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, ма-

шины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использовани-

ем природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкальное

воспитание

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, вы-

полнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые пес-

ни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком)

поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание коло-

кольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать

умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Посте-

пенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и об-

разность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать

способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые

взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать пово-

роты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом му-

зыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает,

зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение хо-

дить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым

галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять

движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Примерный

музыкальный репертуар

Слушание

Произведения. «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка»,

муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обраб. Ан. Алексан-

159

образовательная деятельность с детьми 2–3 лет

дрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка»,

муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала

животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною»,

«Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;

«Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок»,

укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл.

Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кош-

ка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия,

обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантов-

ской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз.

Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофье-

вой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обраб. Ан. Александрова; «Пляска

с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануф-

риевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обраб.

Е. Тиличеевой.

Пение

Произведения. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Кра-

сева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл.

Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обраб. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. ме-

лодия, обраб. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима»,

муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обраб. А. Гречанинова;

«Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия;

«Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация род.собрания "возрастные особенности детей 3-го года жизни"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ,ВЫДЕЛЕНО ВСЕ ОСНОВНОЕ,ВСЕ ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ.ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ,БЫСТРО,ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ВСЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ...

Возрастные особенности детей 4-5 года жизни

В возрасте 4 –5 лет у ребенка появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского о...

Презентация для родительского собрания «Вот и стали мы на год взрослей»-возрастные особенности детей 5-6 года жизни.

Анатомо-физиологические особенности¢Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения»¢Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям¢К пяти годам у ...

Возрастные особенности детей 2-го года жизни.

В работе указы основлые мометы роста детей, а тажке основные моменты для лучшего развития ребенка от 2-х лет....

Консультация для родителей на тему;Возрастные особенности детей 4 го года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....