Причины агрессии у дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Причины агрессии у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_agressii_u_doshkolnikov.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение дошкольников:

причины, профилактика и коррекция.

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

 Итак, что же такое агрессия?

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессия – происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

До нач. 19 века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже под агрессией стали понимать более узкое враждебное поведение в отношении окружающих.

Виды агрессии:

-физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

-вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Теории агрессии:

  • Агрессия как инстинкт влечения к смерти. З.Фрейд, К.Лоренц
  • Агрессия как фрустрация, чувство неполноценности. А.Адлер
  • Агрессия как врожденные особенности нервной системы + научение через личный опыт, пример окружения, наблюдение. А. Бандура

Впервые агрессия у детей появляется в конце 1-го года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

Причины агрессивного поведения

1.Образец агрессивного поведения.

Дисгармонические отношения родителей, жестокое обращение с детьми или  к другим людям. Разрешение на агрессию, одобрение агрессивного поведения.

2. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.

3. Проявление психического заболевания. (психопатии, нарушения интеллекта, РАС…)

Профилактика агрессивного поведения для родителей

Ограничьте поступление в жизнь ребёнка сцен агрессивного поведения (дайте пример эффективного поведения и исключите наносную агрессию СМИ)

Коррекция агрессивного поведения

  • Выявление и устранение причины
  • Научить чувствовать состояние гнева, выражать своё состояние и выплёскивать напряжение на неживой объект (отреагирование, перенос, сублимация)
  • Формирование способов эффективного поведения (беседы, сказкотерапия, драматизации, игровые технологии)
  • Обучение релаксации и саморегуляции состояния
  • Обязательно запрет на физическую агрессию и наказание (но не физическое).

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей

1. Игры с правилами
2. Игры-соревнования
3. Игры – драматизации.
4. Коллективные дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевая игра.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
7. Народная игра.

Рекомендации педагогам:

  • Необходимо сообщить о подобном поведении родителям и предложить консультацию психолога
  • Контролировать конфликтные ситуации среди сверстников
  • Сохранять спокойствие и объяснить недопустимость такого поведения
  • Показать, что Вы понимаете эмоции ребёнка: «Ты рассердился, потому что…»
  • Предложить конструктивный вариант решения конфликта, учить выражать недовольство словами и контролировать агрессию
  • Не навешивать на ребёнка ярлык «монстра, изгоя» в группе, а постараться помочь ему. Поощрять за малейшие проявления позитивного общения.
  • Работать с семьёй ребёнка – тактично подсказывая приёмы коррекции агрессии.

Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств. Чувства детей часто сменяются, быстро вспыхивают и также быстро гаснут. Одним из важных чувств, переживаемых дошкольником, является потребность в любви и одобрении, когда ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. К сожалению, сложившаяся во многих семьях система воспитания детей не может обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Родители в воспитательных целях часто прибегают к насилию. Воспитание неизбежно приводит к нанесению травм в результате применения физического и психического насилия. Воспитание всегда было выработкой автоматизма действий, которые не противоречат правилам данного общества.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Вероятно, это может быть результат воспитания и начальных годов жизни: минимальное общение с матерью, недостаток ласки, частые необоснованные наказания.

Социолог М. МИД доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые лишают детей возможности радостного проживания своего детства. Дети привыкают к безрадостности. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них остаться на всю жизнь. Печально, что такие дети, вырастая, воспринимают будущее как безрадостный мир, лишенный гармонии.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Как отрицательный факт, способствующий проявлению агрессивного поведения, многими исследователями выделяется авторитарный стиль общения в семье, когда взрослые, чувствуя свое превосходство, добиваются от детей слепого, беспрекословного подчинения, исключая любое объяснение, аргументацию: злоупотребляют отрицательными оценками. При таком стиле общения и воспитания уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий, строгость и наказание – основное педагогическое средство. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами в детском саду, во дворе, а потом, повзрослев, в систему общения во вновь образуемую семью.

        Не меньший вред приносит ребенку деспотизм материнской любви – одна из распространенных ошибок в семейном воспитании. Ее истоки в материнском инстинкте, взявшем верх над здравым смыслом. В этом случае инстинкт матери – ее «слепая любовь к ребенку». Жалея своих детей, не желая напрягать свои силы, мать может излишней нежностью ослабить их энергию. Чрезмерное внимание, баловство и изнеживание детей со стороны матери и есть «деспотизм материнской любви». Этот более утонченный, ласковый, мягкий тип авторитарного воспитания не менее опасен, чем деспотизм палки. При мягком деспотизме за ребенка думают все, кроме него самого, его желания предубеждаются в тех границах, в каких это считается нужным. У ребенка, окруженного трогательной заботой матери, не возникает мысли о том, как адаптироваться в современном мире. Он парализован неразумным ласковым воспитанием. Безотчетная, безоглядная материнская любовь, не знающая меры и разума, вредна. Она может развить в ребенке чрезмерную чувствительность, излишнюю уступчивость, которая для мальчиков становится источником серьезных проступков.

        Неблагоприятный климат в семье является источником агрессивного поведения детей. Ссоры и драки между родителями, а также агрессивное поведение их с другими людьми оказывают влияние на поведение ребенка со сверстниками. Зависимость между агрессивностью и злобностью детей, с одной стороны, и распрями между родителями с другой стороны, подтверждаются исследованиями психологов. Представляемые родителями модели поведения влияют на детей. Роль модели доля подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей и одобрение ими агрессивного поведения других являются предпосылками агрессивного поведения их детей.

Система авторитарного воспитания «произвела» в массе своей нынешних отцов и детей, выросших в системе насильственных по форме отношений.  Как могут родители, испытывавшие в детстве насилие от своих собственных родителей, воспитывать своих детей с меньшим использованием насилия? В последние десятилетия увеличилось количество случаев плохого обращения с детьми.

Одной из форм плохого обращения родителей с детьми является эмоциональное отвержение ребенка матерью, которое проявляется прежде всего в неадекватной «расшифровке» эмоциональных реакций ребенка. Это означает, что мать не может удовлетворить потребности ребенка в безопасности и доверии к миру. Невнимание к физическому благополучию ребенка может иногда сопровождаться формальным контролем, прямой агрессией. Чаще эмоциональное отвержение не допускается до сознания взрослого, не желающего выглядеть в глазах окружающих «плохим» родителем. В этом случае родительское эмоциональное отвержение превращается в «воспитательный стиль». Этот стиль характеризуется стремлением «переделать» ребенка, обилием ограничений, запретов и наказаний. Взрослый получает возможность выражения своей агрессии по отношению к ребенку, которая интерпретируется как повышенная забота и внимание.

        То есть, ребенок выступает как «удобный» объект замещения агрессии, ему приписываются несуществующие недостатки или навязывается определенный «успешный» жизненный сценарий, является компенсацией родительского чувства своей незначительности, восприятия себя как неудачника.

        Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленьких людей, а вместе с ней повышают уровень его тревожности.

        Дети с высоким уровнем тревожности чаще других проявляют агрессивные действия, которые выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-нибудь значимой цели;
  2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  3. как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

        Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.

Возрастные особенности проявлений агрессии

Младенчество, или — в понимании психоаналитиков — оральная стадия

С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто ей назло. Агрессивные черты в поведении детей мы наблюдаем с первых дней жизни. Даже у новорожденных наблюдаются реакции ярости, т.е. возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.

В конце первого года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

Окончание младенчества, или — в понимании психоаналитиков — анальная стадия. Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

- В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.
- По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.
- Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь — с сестрами и братьями.
- Положительная сторона агрессивности — это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

        Уже в раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности. Они осваивают способы удовлетворять свою ярость с меньшим ущербом для любящих родителей. Враждебные чувства перемещаются во враждебный акт, направленный на другого человека.

        Когда дети действуют агрессивно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Таким образом, деструктированная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ошибки, недоработки, упущения в воспитательной работе, нарушения детско-родительских отношений приводят к неадекватному эмоциональному реагированию, неуверенности в себе, неустойчивости самооценки. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.

        Хвастливость, манерность, капризность и упрямство являются проявлениями агрессии дошкольника. Которая скрывает неуверенность ребенка в себе. Дети с агрессивным поведением любят подшучивать над другими, высмеивать их, искать чужие недостатки, ошибки. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т.д.

        У таких детей в повседневной жизни проявляются различные виды агрессии:

  1. ребенок ругается, прикрикивает;
  2. злорадный смех, циничные замечания, насмешка;
  3. кричит, орет, ругает взрослых и детей;
  4. плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;
  5. коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ от помощи;
  6. бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;
  7. ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;
  8. грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет по голове;
  9. ругает предметы, проклинает, обзывает их;
  10. повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.

        Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола. Исходя из существующего стереотипа, мужчина должен быть: смелым, сильным, волевым, целеустремленным, властным, неэмоциональным, логичным, с высоким интеллектом, неразговорчивым и т.д. Таким образом, мальчик должен обладать рядом маскулинных качеств, которые не могут формироваться и проявляться в повседневной жизни, так как воспитывают мальчиков в семье и в детских садах женщины. Они поощряют те черты, которые связаны со стереотипом феминности. Традиционные маскулинные качества не сочетаются с образом идеального ребенка, поэтому мальчики недостаток проявления мужских качеств компенсируют агрессивным поведением по отношению к окружающим. Этих мальчиков привлекает игра со спичками, шумные подвижные игры, игры-сражения. Для них представляет интерес тема насилия в фантазиях, в которых реализуются тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной нормативности, и поэтому вытесняют в область бессознательного. Агрессивная фантазия транслируется в реальные отношения если она не успевает разряжать агрессивные импульсы.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

-скандалы в семье;

-применение физической силы во время семейных ссор (драки);

-грубое, жестокое обращение с ребенком;

-привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;

-просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

-одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Следует признать, что некоторый уровень агрессивности неизбежен. При воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех потребностей, а следовательно ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования, следовательно родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже, если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать им нормально развиваться. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня, чтобы защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Для этого необходимо воспитывать эмоции дошкольника. Обучение следует строить как на положительных, так и на отрицательных примерах. При сравнении хорошего, доброго с плохим, злым способствует формированию эмоциональной восприимчивости. Эмоциональная восприимчивость определяет умение сочувствовать. С этого умения начинается путь к добру и справедливости

Психологический портрет агрессивного ребёнка

Знайте, что агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия вызывают у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других.Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные, им трудно распознать другие эмоции кроме агрессии.Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессивного поведения дошкольника:

-Постоянно теряет контроль над собой.

-Слишком говорлив, чрезмерно подвижен.

-Не понимает чувств и переживаний других детей.

-Часто специально раздражает, спорит и ругается со взрослыми.

-Создает конфликтные ситуации.

-Постоянно винит других в своих ошибках.

-Суетлив, импульсивен.

-Часто дерется, сердится.

-Не может адекватно оценить свое поведение.

-Имеет мускульное напряжение.

-Мало и беспокойно спит

- Отказывается участвовать в коллективных играх

- Отказывается выполнять правила.

- Завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из перечисленных признаков.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы, поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.

Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Наибольший уровень проявления агрессивности демонстрируют те дети, которые не знают, какая реакция родителей последует за поведением ребенка. В целом, требования по отношению к детям должны быть разумными, тогда как на их выполнении необходимо настаивать, явно показывая, чего от них ждут.

Следует избегать немотивированного применения угроз или силы для контроля детского поведения. Чрезмерное злоупотребление такого рода мерами воздействия способствует формированию у них аналогичного поведения, а также выступает в качестве причин проявление в их характере таких особенностей, как злость, упрямство и жестокость.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей.

Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это оно должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и швыряния игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Следует учить детей выражать собственные переживания, называть все своими именами. Важно помнить о том, что чем больше агрессии со стороны взрослого, то тем больше враждебности зарождается в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим обидчикам, ребенок начинает отыгрываться на младших или более слабых детях или на животных.

Для ребенка порой важно просто понимание, и даже одно доброе и ласковое слово способствует снятию агрессивности у ребенка. В других случаях только сочувствия или только принятия ребенку может быть недостаточно.

Основная задача и педагогов и родителей заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.

Дайте выход гневу!

Если спрятать гнев внутри подсознания, медленно, но верно, формируется хранилище для гнева. И самое ужасное, что это не бездонное пространство, и в определенный момент оно обязательно переполнится и гнев выплеснется наружу на человека, который попался под руку. Негативное чувство внутри нас, постепенно приведет к возникновению у нас различных болезней соматического характера (желудок, сердце, голова).

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, дать возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сделать то, что он хочет: например вместе с ним нарисовать обидчика, представить его в самых разных ситуациях, написать, то что хочет Ваш ребенок или сделать запись под его диктовку. Отмечено, что вовремя не выплеснувший свой гнев и агрессию ребёнок, пойдёт иному пути, пути мести.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их, а также говорить «нет», не поддаваться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессии ребенка

Агрессия в том или ином виде присуща всем людям - эта инстинктивная форма поведения является одним из способов самозащиты и помогает нам выживать.Но если взрослый человек может контролировать соб...

Причины агрессии дошкольников

Данная статья раскрывает возможные причины и рекомендации родителям по устранению  и профилактике  неуправляемого, агрессивного поведения детей дошкольного возраста, Возможные причины п...

причины агрессии у детей

причины появления агрессии у детей...

Причины агрессии у дошкольников

Причины агрессии у дошкольников...

Статья. Детская агрессия у дошкольников: причины и последствия (Рекомендации для родителей дошкольников)

 "Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он ру...