Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Филипенко Елена Петровна

 

                  Консультация для родителей «Экспериментирование дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie_doma.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

                  Консультация для родителей «Экспериментирование дома».

Несомненно, каждого родителя беспокоит вопрос о знаниях и уровне развития своего ребенка. Увы, при нашем скоростном ритме жизни, многие родители не могут уделить достаточно времени, что бы ответить на все вопросы маленького «почемучки». Вспомните, как часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не знаю», «Потом», «Потому». Маленький любознательный человечек, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок «погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что бы ответить на многие вопросы вашего малыша и не потерять связи с ним, времени нужно не так уж и много. Вам на помощь придут опыты и экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Знаю, вы скажете, тут иногда и поговорить некогда, а вы про опыты. Да и не опасно ли? Ниже я попробую развеять некоторые страхи родителей по поводу экспериментирования.

Страх №1. У меня не хватит времени.

На первый взгляд, для такого вида познания, как эксперимент нужно много времени. Это не так. Конечно, чем старше ребенок, тем более сложные опыты с ним следует проводить. Но практически все опыты можно сделать из того, что у вас под рукой. Чаще всего ребенок остается с мамой. Забот у женщин, как известно, очень много – стирка, уборка и готовка – это самый необходимый минимум. Когда вы готовите, посадите своего лапочку за стол, предложите ему три бокальчика с водой и три мисочки с мукой, сахаром, солью (можно заменить на любую крупу). Пусть малыш растворит в воде эти продукты. Вам останется только по ходу задавать ему вопросы:

-Что растворилось у тебя быстрее?

-Везде прозрачная вода получилась? И т. д. Можно предложить немного попробовать соленую и сладкую воду, конечно, если вы брали чистую посуду и питьевую воду. Совсем маленький ребенок поймет, что сахар делает воду сладкой, соль – соленой.

Детям постарше предложите сосчитать фасолины, горошины, макаронины. Предложите положить в воду, и посмотреть, что с ними случиться. Главное, не забывайте сопровождать действия ребенка наводящими вопросами.

Страх №2. Потребуются сложные приготовления, компоненты.

Не отрицаю, что для детей старшего дошкольного возраста опыты нужно подбирать более сложные. Их крашеной водичкой не удивить. Но не обязательно вам потребуются сложные приготовления. Будем отталкиваться от того, что современный ритм жизни оставляет немного времени для свободной деятельности. Так же на кухне мамы могут предложить своим подросшим помощникам кусочек теста, дети любят лепить. Главное, не забывайте задавать деткам встречные вопросы:

-Какое тесто на ощупь?

-Что с ним можно делать?

-Какие продукты нужны для приготовления теста?

Добавьте в тесто пищевой краситель. Смешайте цвета. Получите зеленый, фиолетовый, оранжевый цвет теста путем смешивания красителей.

Не стоит забывать о папах. Особенно, если у вас мальчик. Отвертки, молоток, плоскогубцы – это же верх мечтаний практически всех мальчишек. Детям 2-3 лет предложите сравнить по длине инструменты, потрогать металлические, пластмассовые вещи, определить, какие легче. Позвольте ребенку карандашом постучать по различным предметам, сравните звук. Мальчикам постарше доверьте закрутить шуруп, попросите найти самую большую (маленькую) отвертку. Ваш малыш будет рад, и точно запомнит, для чего нужен тот или иной инструмент.

Страх № 3. Все интересные опыты опасны.

У вас любознательный малыш 4-6 лет. Конечно, нужно подготовки несколько больше. Но, если подумать, опасностей вокруг не так много, тем более, что рядом с маленьким исследователем находитесь вы. Находясь в ванной, предложите выдуть мыльный пузырь с помощью мыла, шампуня. Определите, из чего пузырь получился лучше, больше. Летом, если у вас есть огород, поливая растения, обратите внимание на впитываемость воды на солнце и в тени. Поставьте две одинаковые тарелки с водой на разную высоту, проверьте, одинаково ли нагревается вода. Вы уже знаете результаты, но дети – нет. Им это очень интересно, особенно, если именно ваш ребенок поможет подготовить необходимый материал.

Важно! При любом, даже простом опыте, вы должны присутствовать. Если вы хотите показать сложный опыт, обязательно обезопасьте ребенка и себя. Контролируйте весь процесс.

Страх № 4. Моему ребенку не интересны опыты.

Вы не замечали у вашего лапочки интереса к опытам? Ему больше нравиться рисовать, лепить, спокойно играть в комнате? Возможно, вы просто не пробовали заинтересовать ребенка. Пробовали, и не появилось желание продолжить? Причин может быть несколько.

1. Вы подбирали опыты не по возрасту. Или слишком сложные и ещё не понятные, или совсем простые.

2. У вас серьезное чадо. Дайте немного больше свободы, не теряя контроля над происходящим.

3. Поговорите с ребенком. Возможно, малыш боится вызвать ваше неодобрение. Скажите, что вы рады помочь. Предложите вместе проверить все его предположения и найти ответы на волнующие вопросы.

Страх № 5. Я не смогу придумать ни одного опыта.

Если вы хотите приметить метод экспериментов дома, не обязательно просиживать часы за компьютером или научными книгами в поисках темы для опыта. Просто понаблюдайте за своим ребенком. Ваш малыш сам подскажет, что хочет узнать. Вам останется немного проявить фантазии. Вспомните, что вы делали сами, что вас интересовало в детстве. Ведь, наше детство было интересно именно такими моментами. Уверена, вам есть, о чем вспомнить, и чем заинтересовать ваших мальчиков или девочек.

Плюсы экспериментирования.

Надеюсь, я смогла вас убедить, что экспериментирование – это достаточно простой и интересный метод обучения детей. Действенный способ заинтересовать малыша, особенно, если вы хотите обратить его внимание на какую – либо проблему.

Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить знания самого малыша.

Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов вашего любознайки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.

Для проведения любого эксперимента все-таки необходимо хоть чуть-чуть, но подготовиться. Так как в большинстве случаев, ребенок сам не сможет этого сделать, взрослый будет знать, что затеял его непоседа.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.

Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.

В определенно возрасте у ребенка наступает момент, когда он пытается показать своё Я. Кто-то может назвать это кризисом 3-4 лет, или ещё как-то. Но в итоге мы видим ребенка, который делает все с точностью наоборот, чем вводит в панику и ужас всех родных и близких. Что делать? Ведь именно в таком возрасте мы начинаем объяснять, почему нельзя трогать розетку, почему газ – не игрушка, нож – острый, может порезать и другие важные вещи. Малыш нас слушает и только и ждет, когда мама и папа оставят его одного с такой красивой интересной розеткой, с таким длинным шнуром настольной лампы, блестящим ножом. От таких мыслей взрослым становиться жутко. Знакомая картина? Но и тут на помощь придут опыты. Что бы ваши слова об опасности проникли в понимание ребенка, не вызвали желание сделать наоборот, покажите ему, почему то или иное действие опасно. Только к таким экспериментам нужно подготовиться основательно. Не пожалейте времени. Результат этого заслуживает. Папам можно показать, что в розетке, в электрическом приборе живет Ток, который дерется и портит все вокруг, если его беспокоить понапрасну. Обезопасив себя и малыша, покажите действия воды на розетку, ведь наверняка у вас есть, что можно «принести в жертву». Увидев результат, ребенок точно запомнит, что ему лучше без взрослых не беспокоить Ток. Мамы познакомят ребенка с блестящим и серьёзным Ножом, который с легкостью готовит обед и ужин, режет овощи, хлеб. Но мы ведь не хотим оказаться вместо ужина? Если мама поломает и нарежет хлеб, попросит сравнить эти кусочки, малыш сразу увидит разницу. Предложите ребенку, только с вашей помощью, отрезать кусочек хлеба. Это окажется не так легко (понадобиться немного вашей хитрости). Потом можно уронить нож на какой-то предмет (продукт или просто разделочную доску). Покажите ребенку след от ножа. Узнав, что такой же разрез или рану малыш может себе получить, ваш любознайка уяснит, что нож опасен.

Советы по обустройству уголка экспериментирования дома.

Наверно, этот вопрос можно даже отнести к страхам родителей. По крайней мере, именно так мы отмахиваемся от данного метода: где выбрать место? Ответ – где угодно. Все зависит от того, чем вы занимаетесь, что хотите показать ребенку. Ванная комната отлично подойдет для опытов с водой, мылом, пеной. Двор или балкон – хорошее место для опытов с растениями, песком, камнями, глиной. Не стоит говорить, что сарай или гараж – царство металла, дерева, различных инструментов. В общем, везде можно экспериментировать, было бы желание!

Рекомендации по выбору экспериментов.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Эксперименты с детьми для родителей.

1) «Круги на воде».

 Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой. Это непросто развлечение, а настоящий физический опыт.

Как играть.

 Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги (также можно показать ребенку небольшие волны, как плавает дельфин, как ползет краб по дну или попросить выполнить ребенка).

2) «Тонет – не тонет».

(утка, рыбки, камешки, кубик, тряпка, бумага, мячик, бусы, прозрачная миска с водой).

Для этой игры нужно 2 взрослых.

Как играть.

Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим предметы. Он наблюдает – тонет предмет или нет. Перед опытом «погадайте» с малышом, что утонет, а что нет. Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу «тонет» или «не тонет». В конце игры картина будет полной. Нужно будет обратить внимание, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет.

3) «Шарики в воде».

 В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

 Необходимый инвентарь: две глубокие тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка. Поставьте на стол две глубокие тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в нее шарики. Ребенок с помощью ситечка достает шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается через дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

4) «Переливание из чайника в чашку».

Вам потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка, губка.

Как играть.

Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3 летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.

5) «Прятки».

 Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать наблюдательность, смекалку.

 Необходимый инвентарь:

Две баночки с водой (первая с прозрачной, вторая с подкрашенной), камешки.

Как играть.

Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним, (он тяжелый, опустился на дно.) Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)

Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная).

6) «Рисовальнички».

 Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют четкие, границы, получаются новые цвета. Вам потребуется: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеенка, краски и кисти.

Как играть.

Художественное слово.

 Солнце желтое на небе.

Красные цветут цветы.

В синем море плещет рыбка.

Нарисуй все это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.

Для этого на стол постелите клеенку, намочите плотный лист бумаги для акварели.

Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

7) «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

 Вам потребуется: краски, стаканы или 7 бутылок с прозрачной водой.

Как играть.

Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

8) «Подводная лодка из винограда»

 Вам потребуется: стакан со свежей газированной водой или лимонадом и виноград.

Как играть.

Взять стакан воды с газированной водой и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, рыба всплывает.

9) «Плавающее яйцо»

 Вам потребуется.

 Два стакана с водой, два яйца, соль.

Как играть.

 Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Другое яйцо опустить в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.

10) «Шипящая вода»

 Вам потребуется: стакан с водой, ложка чайной соды и ложка уксуса.

Как играть.

 В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.

11) «Как вытолкнуть воду?»

 Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Вам потребуется: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Как играть.

 Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.)

12) «Можно ли склеить бумагу водой?»

 Как играть.

 Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните детям, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

13) «Вода смачивает и очищает предметы»

 Как играть.

 Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает её.

14) «Чем пахнет вода?»

 Как играть.

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана. Предложите понюхать. Затем капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит?

Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например, яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

15) «Вода принимает форму» - старшие воспитанники.

 Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.

Как играть.

Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Пусть ребенок нальет воду во все сосуды. Рассмотрите, какой формы вода в разных сосудах.

16) «Способность воды отражать окружающие предметы» - старшие воспитанники.

 Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Удачи! Новых впечатлений и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...

консультациядля родителей "Рисуем вместе с малышами"

консультация для родителей "Рисуем вместе с малышами"...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитываем трудолюбие».

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитываем трудолюбие».     Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок вырос ответственным и трудолюбивым. Трудолюбие это одно из условий успешн...