Родительское собрание "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

Дошкольное детство - короткий, но важный период в становлении личности. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серъезная форма воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

               

Родительское собрание

Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»


 

               Разработал:

                                                                 Воспитатель:  Абрамова О. И.

                                                               

           

г. Ядрин, ноябрь – 2022

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
  2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
  3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и  семьи;  о достоинствах  и недостатках  игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа:

  • памятки для родителей (приложение 1),
  • памятка по игре  (приложение 2),
  • оформление группы, музыкальное сопровождение.

Оборудование:

  • столы расставлены по кругу;
  • подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»;
  • магнитофон.

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

  1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая  о  наших  детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение,  эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые  детские воспоминания.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Порой родители очень переживают за будущее ребенка и стараются развивать его интеллект как можно раньше. Всевозможные занятия, изучение языков, разнообразные кружки, секции и ожидание того, что малыш будет гением. Но, к сожалению, такое развитие перегружает ребенка. В этом возрасте он еще не способен психически и физиологически осилить огромное количество информации. Получается обратный результат, когда малыш утомляется и теряет познавательный интерес, который заложен от природы. В подобной ситуации основная ошибка кроется в том, что в период дошкольного возраста ребенок развивается гармонично и активно именно в игровой деятельности. Малыш познает мир, изучая его в процессе игры.С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых или более старших детей.  Общаясь с ними, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых. Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

 Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача, продавца, милиционера.

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на основные группы.

Подвижные игры

Это активная сознательная деятельность, нацеленная на физвоспитание детей. Ребенок может развивать и улучшать умение двигаться, учиться бегать, лазать, прыгать, ловить мяч, бросать спортивные предметы и др. Все движения направлены на тренировку разных мышц, на улучшение метаболизма, кровотока и дыхания. В итоге игры укрепляют жизненные силы организма.Важную роль активные движения играют в НПР (нервно-психическом развитии) детей и зарождении у них личностных качеств. Игры вызывают позитивные эмоции и развивают тормозную реакцию, т.к. малышам необходимо реагировать действиями на определенные сигналы и останавливаться при подаче других.В подвижных играх рождаются отвага и сметливость, куется воля, появляется скорость реакций. Групповые действия ребят воспитывают в них коллективизм, учат ликовать при достижении успеха и вместе преодолевать проблемы.

Прообразом активных игр по правилам часто становятся обычные народные забавы с их четким замыслом, глубоким содержанием и увлекательным сюжетом. При этом игровое содержание ориентировано на движения, которые придется выполнять.

Правила подвижных развлечений отражают организующую роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста. Они определяют очередность действий, взаимодействие игроков и поведение детей. Этот порядок заставляет ребятишек подчиняться цели и задумке игр. Дошкольник должен научиться соблюдать общий регламент в различных ситуациях.

Сюжетно-ролевые игры

Самая характерная для дошколят игровая деятельность, которую они предпочитают всем другим. Сюжет для игр придумывают сами дети, поэтому такой сценарий отражает яркий темперамент и индивидуальный творческий подход. Эти забавы могут быть короткими и долгими.

 Живой интерес к людям, животным и тому, что происходит в жизни, стремление действовать как взрослые дошкольник удовлетворяет с помощью игры.

В сюжетно-ролевых сценариях способами представления считают игровые действия и роли. Обычно они носят имитационный, близкий к реальности характер. Например, играя в больницу, дети воспроизводят действия врача и пациента. Игры в дочки-матери сопровождает подражание общению в семье.

Важное место в игровом сюжете занимают образные игрушки, изображающие героев ситуации, а также дополнительные средства изображения, без которых обойтись нельзя.

Дети ярче представят действие и правдоподобнее сыграют роль, если в их распоряжении будут реальные предметы: одежда, посуда, сумки, зонты, условные знаки, картины, фото, иллюстрации, углубляющие игровой сюжет. Это могут быть отделы магазина, помеченные характерными картинками в виде вывески: овощи-фрукты, одежда, обувь, мебель и др. Театральные костюмы также могут быть изобразительными средствами.

Но непосредственно фантазия и выдумка, умение домыслить то, чего недостает, довольно часто компенсируют отсутствие нужных предметов или способов изображения сюжета.

Игры-драматизации

Фишка игровых драматизаций в следующем: по сюжету произведения или мультфильма дети играют обусловленные роли и точно воспроизводят ход событий. Обычно эти виды игр основаны на сказках. Очень легко драматизировать известные всем сказки «Три медведя», «Колобок», «Репка» и т.п. Для игр отлично подойдут и стихотворные диалоги, которые можно исполнить по ролям. Какова же роль такой игры в развитии ребенка дошкольного возраста? Игры-драматизации помогают детям усвоить смысл произведения, его идею, ход событий, развитие сюжета, логику и причину всех событий, запоминанию текста.. Во время игр ребенок вкладывает чувства в фразы, жесты, интонацию и выражения лица.

Строительные игры

Особенный вид деятельности детей, где окружающая жизнь отражена в создании построек и выполнении соответствующих действий.Строительные игры похожи на сюжетно-ролевые и считаются их видом. -источник у них общий, и это – окружающая жизнь. Играя, дети создают объекты: железные дороги, стадионы, цирки, мосты, театры и т.д.е Строительные игры помогают развивать и эстетически воспитывать дошкольников.

Роль строительной игры в развитии ребенка дошкольного возраста довольно высока и с точки зрения физвоспитания. Дети активно формируют навык выполнения двигательных задач и развивают согласованность движений. При этом они тренируют глазомер и улучшают мелкую моторику. Возводя постройки из больших деталей, ребенок прилагает силу, демонстрируя свою выносливость.

Конструкторы – это особые наборы, куда входят геометрические формы (бруски, цилиндры, конусы, кубы и др.) и дополнительные материалы (трубы, пластины, кольца, арки и др.), а также элементы декорирования построек. В играх такого типа могут применяться и обычные игрушки, как правило, сюжетно-образные. Часто для построения используют природные материалы: камешки, глину, снег, песок, желуди, шишки.

Дидактические игры

Важная часть дидактической игры – это ее правила. Они зависят от образовательных задач и содержания самой забавы. Определяют игровые методы и направляют действия детей, а также их общение с воспитателем. Правила формируют у ребенка умение соображать в изменчивых условиях, способность сдерживать свои желания, эмоции и волю.Детей нужно учить, как правильно играть. Только тогда игра приобретает содержательность и носит обучающий характер. Для этого обычно применяют пробный ход, который помогает раскрыть образ и показать, как нужно действовать ребенку..

Итогом дидактической игры становится успех детей в приобретении знаний (точнее показатель его уровня), в развитии мышления, способности к коллективизму, а не победа любым путем.

Настольно-печатные игры

К настольной форме игровых занятий для дошкольников принадлежат игры-пособия в картинках, домино, различные виды лото, а также тематические викторины (например, «Когда это бывает?», «Что где растает?», «Найди правильный ответ»), активные двигательные игры, которые развивают сноровку и смекалку («Летающие шарики», «Попади в цель», «Гусек» и др.), разноцветные мозаики. Во все это играют группами по 2-4 человека и сидя за столом, в отличие от игр-драматизаций и сюжетно-ролевых.

Какой эффект дают настолько-печатные игры? Они расширяют детский кругозор, учат малышей соображать и замечать, как действуют соперники, заставляют ориентироваться в ситуации и предугадывать последствия своего действия. Чтобы участвовать в игре, необходимо иметь выдержку и четко соблюдать все правила. И тем не менее дошкольник получает массу удовольствия от этого процесса. Действия с ними (подбор изображений парами или картинок, подходящих к карточкам, перечисление предметов на рисунке или их свойств) расширяют словарный запас, развивают краткость описаний (к примеру, яблоко зеленое, огурец зеленый и растет на грядке).

Компьютерные игры

Сейчас, кроме привычных развлечений с игрушками и игровыми принадлежностями, дети предпочитают компьютерные похождения. Они решают все задачи, преобразуя виртуальное изображение при помощи клавиатуры, «мыши» или джойстика.

Начиная с 4-летнего возраста, когда ребенок в состоянии осмыслить собственные действия и выполнить условия компьютерной игры, можно использовать специальные программы для постоянных обучающих занятий и виртуальных развлечений.

Это возможно потому, что у детей к пяти годам уже обычно сформирована условная наглядно-образная функция мышления. Она становится весомым маркером того, что у дошкольника достаточно ума для электронных игр. К тому же освоение компьютера и гаджетов дает толчок теоретическому мышлению, которому присущ сознательный подбор активности для разрешения поставленных задач.При составлении списка обучающих занятий и электронных игр нужно учитывать универсальность игровых программ и помнить, что сетевые развивающие игры не могут заменить обычные. Это всего лишь дополнение последних, т.е. обогащение процесса обучения новейшими возможностями. Компьютерные развлечения можно включать в организованные виды деятельности ребенка.

         Увлекательные игры повышают настроение, бодрят и наполняют позитивом жизнь детей. Они способны удовлетворять их нужды в энергичной деятельности. Если дошкольник не играет увлеченно, то, даже хорошо питаясь и имея все для полноценной жизни, он будет вялым.

Как видим, роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста высока. В игровом процессе формируются почти все позитивные черты ребенка, включая интерес к учебе, а также развиваются его способности к познанию. Важна игра для подготовленности малыша к будущей жизни, которая должна стать полнокровной и счастливой.

 «Давайте  вместе поиграем» — практическая часть.

 Предлагаются  игры:

 1Игра «Угощение для медвежат»( с логическими  кубиками и блоками Дьенеша)(воспитатель объясняет последовательность действий игры).

2  Игра «Четвертый – лишний»

3, Игра « Дорисуй»

Заключительная часть.

— Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания:  «Роль игры в жизни ребенка».

— Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми.   Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Но главное, вечера, проведенные вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях. Одним словом, «не хлебом единым»…

Приложение 1

 Памятка для родителей.

 Виды игрушек.

  1. Игрушки, отображающие реальную жизнь — куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
  2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.
  3. Игрушки — забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.
  4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
  5. Дидактические игрушки — разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
  6. Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
  7. Театральные игрушки — куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.
  8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 2

Памятка   для родителей:

Руководство игрой в семье

1. Для всестороннего развития ребёнка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома были интересны, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребёнка.

2. Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек. Куклам, мишкам и другим игрушкам, изображающим человека или животных, следует подобрать для хранения определённое место отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в естественном положении (сидя, стоя).

3. Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребёнком. Приглашайте по возможности сверстников для совместных игр. Наблюдайте за играми.

4. От взрослых зависит, как ребёнок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или, наоборот, равнодушно проходить мимо.

5. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек выделите ребёнку удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или дочери есть отдельный уголок.

6. Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.

7. Приучите ребёнка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь своё место.

8. Если игрушек много, их надо периодически менять. Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно.

9. Приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.

10. Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры.

11. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребёнка  (подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

12. Совместные игры взрослых с ребёнком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общение с ребёнком в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»Цельдать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка ...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Родительское собрание для родителей детей средней группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам организации игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....