Консультация для родителей дошкольников 4-6 лет. Развиваем связную речь детей дома
консультация (старшая группа)

Захарова Мадина Александровна

Консультация для родителей дошкольников 4-6 лет.

Развиваем связную речь детей дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov_4-6_let.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников 4-6 лет.

Развиваем связную речь детей дома

Подготовила воспитатель: Захарова М. А. 28.11.22

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Речь является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.


Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. И также требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и сложные слова. Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно. Обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат». Позаботьтесь, чтобы ваш ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаем игры на развитие различных речевых навыков в домашних условиях или по дороге домой.

Упражнение «Давай поговорим» является обычной беседой на бытовые темы. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Использовать можно всё, что ребёнок видит вокруг — дома, на улице, в детском саду. Очень важно направлять внимание ребёнка не только на предметы, но и на их детали. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...» К 4-м годам можно познакомить детей и с оттенками основных цветов (розовый, малиновый, лиловый, темно-зеленый, бледно-жёлтый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.

Близка по теме игра «Что из чего?»: ключ из железа…железный, дом изо льда...ледяной, крепость из снега…снежная, скамейка из дерева … деревянная.

Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему. И так до тех пор, пока всё «не съедите».
Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Игра «Скажи наоборот» расширяет словарь антонимов.
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Далеко – близко, высоко – низко, тёмный – светлый, узкий (ремень) – широкий, жадный – щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Очень нравится детям игра «Мальчик и Гномик». Она развивает словоизменение: «У тебя самокат, а у Гномика самокатик. У тебя шапка, а у Гномика шапочка. У тебя сапоги, а у Гномика сапожки».

Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. В доме два этажа. Крыша красная. Возле дома растёт дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий? Дом кирпичный или деревянный?".

Упражнение «Рисуем словами».
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребёнку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

«Это игрушка кошка. Её зовут Муркой. Она серая с белой грудкой. Кошка сделана из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. У неё маленькие треугольные ушки и длинные жесткие усы, длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать»

Похожая игра «Угадай по описанию».
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание. Ребёнок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый или овальный, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Выбираете любой предмет (можно в квартире) и начинаете описывать этот предмет. «Этот предмет несъедобный, интересный, бывает с картинками и без картинок». «Он небольшой, твердый, делается из бумаги. Имеет автора». Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Также проводится игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).

Когда четырех-пятилетний ребенок понял, как описывать предметы, можно предложить для сравнения, например, две куклы или две машины, или использовать другие привлекательные для ребёнка игрушки. Сначала ему придётся внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Игра "А что было дальше?"
Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, мальчик - дерево - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с мальчиком в лесу, кого он встретил, что принёс домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

«Жила-была девочка Катя. Летом Катя отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Катя в лес за ягодами. Набрала Катя полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! Катя спросила: "Кто тут?" (Что было дальше?)

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».
Надо имитировать действие или проведение каких-то работ. Например, умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на гармошке, пианино, гитаре, чистить картошку, собирать яблоки и др. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцываете», «рисоваете», родитель следит за правильностью употребления глаголов и добивается, чтобы ребенок усвоил, как надо говорить правильно. Игра учит детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; называть действие словом; учит детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия, развивает творческое воображение, сообразительность.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте выполнять следующие творческие задания на развитие памяти, внимания, наблюдательности, активизации словарного запаса.

Игра «Что мы видели вчера?»
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Что мы будем делать завтра?

Игра «Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего. Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова.
Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Са-са-са –– залетела к нам оса,
Су-су-су – в лесу видели лису,
За-за-за – прилетела стрекоза,
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Игра «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игра «Профессии»
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность. Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?" Малыш назовёт свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как: Как называется человек этой профессии на картинке? Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму? Чем занимается человек на этой работе? Где он работает? Какие инструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. «Врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней».

Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая интонационное ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

Упражнение "Загадки"
Очень полезно отгадывать загадки. Отгадывание загадок активизирует словарь, расширяет кругозор детей, тренирует внимание и память, развивает наблюдательность и логическое мышление. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Если ребенок затрудняется в процессе отгадывания, можно помогать, задавая ему наводящие вопросы. Когда отгадал, нужно спросить: «Как ты догадался?», чтобы ребенок ещё и умел обосновывать отгадки. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?" Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.

Конечно же, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Необходимо научить ребенка слушать, чтобы сформировать интерес к художественной литературе. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале рассмотрите её вместе с ребенком, затем спросите, о чем эта книга, кто главные герои, и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком). Чтение сказок, стихов, других художественных произведений обогащает словарь дошкольника, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это не сразу. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, всё в ваших руках.

Желаем вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование приема моделирования в развитии связной речи детей 4-5 лет»

"Развитие речи детей 4-5 лет.Использование приема моделирования в развитии связной речи детей"...

Работа с родителями КОНСУЛЬТАЦИЯ «КАК РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОМА?»

Связность речи – ее логичность и последовательность – важнейшее условие умственного, познавательного и социального развития ребенка. Это необходимый критерий успешности подготовки детей к ...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей дошкольников 5-6 лет. Развиваем связную речь детей дома

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Речь является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совмес...