Консультация для родителей: "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Бардышева Венера Хуснулловна

  Не возможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nsportala.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

                           Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей 4-5 лет

  Не возможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; как игра влияет на развитие ребенка – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

  В этом возрасте сюжетно- ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношение между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиниться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

  Исследователи рекомендуют для развития полноценной сюжетно-ролевой игры параллельно проводить игры с правилами, развивающие познавательную активность детей, регулирующие отношения между играющими, побуждающие их к самостоятельным действиям.

  Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий, позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «Горячий конь», «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действовать согласованно, вместе начинать и заканчивать действие; в играх «Лиса и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразительность и оригинальность в передаче образа. По мнению А.П. Усовой, игра должным образом организует всю жизнь ребенка, которая из стихийной превращается в организованное явление.        

  В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети по ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.

  Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой, умением отображать свои впечатления об окружающем мире.

  Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактором принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей передают с помощью игрового действия.Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

  Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит белье, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Ребенок в реальной жизни еще не готов в овладению многими деятельностями, но с увлечение может делать это в игре. Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируется умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре.

  К концу года средней группы появляются небольшие компании играющих. Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли: при этом видны лидеры и аутсайдеры.

  По мнению Д.Б. Эльконина, само принятие роли – это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата символической функции воображения. Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка, так как она является формой организации жизнедеятельности ребенка. Как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, она способствует развитию способностей, необходимых для перехода к систематическому обучению. В игре возникает и внутри ее дифференцирует новый вид деятельности – учебная деятельность. Успешность усвоения ребенком элементов учебной деятельности зависит от сформированной определенного уровня общения со взрослыми, которое должно быть произвольным. Формирование произвольности наиболее эффективно происходит в игре по определенному сюжету, определенной роли, т.е подчинение своей деятельности определенным игровым правилам.

 Только в игре осваиваются правила человеческого общения, и идет овладение новыми навыками и умениями.

  Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

  Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, потому что игра- это не пустая забава!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение рисования нетрадиционными способами для всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое пед...

Консультация для родителей: «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»

Консультация для родителей:«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»...

Консультация для родителей " Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

В материале обозначено влияние  театрализованной деятельности на развитие когнитивных функций, речи и двигательных навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию коммуника...

Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста»....