«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
консультация

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь взрослые, в первую очередь родители, каждый день на его глазах нарушают эти Правила, и не задумываемся, что ставят перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Поэтому работа по обучению правилам дорожного движения должна в детском саду вестись не только с детьми, но и с родителями. И здесь возникает задача для воспитателя: задача образования и самообразования по теме Безопасность на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, нужно остановиться  на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. Маленькому ребенку это сделать очень трудно, поэтому ребенку-дошкольнику вообще надо давать понятие, что переходить улицу надо только на регулируемом перекрестке!

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ребёнок скоро идёт в первый класс, то родители должны неоднократно  пройти с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее нужно оговорить, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Таким образом, наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  • Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  • Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей (и эти особенности должен хорошо знать и учитывать в работе воспитатель):

• Физиологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше времени. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

• Психологические

1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников

навыки безопасного поведения на дороге.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением (занятия, чтение литературы, просмотр мультфильмов  и рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые, строительные,  дидактические, компьютерные  и подвижные игры, театрализованная деятельность, экскурсии и целевые прогулки, беседы с инспектором ПДД, праздники и развлечения,  минутки безопасности и другие формы работы).

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Закреплять знания правил дорожного движения можно и нужно дома. Используйте для этого игрушки и картинки, детали конструктора «Лего», кубики. Разыгрывайте ситуации: Мишка переходит дорогу, кукла Катя едет с папой в машине, Зайка решил поиграть с мячом у дороги и др. Спросите детей, правильно ли поступают игрушки, почему неправильно? Что случиться, если... Важно, чтобы ребенок не только называл правило, но и мог объяснить, почему его нужно выполнять. Для изучения и закрепления правил поведения на дороге также есть много дидактических развивающих игр.

Есть много книг о ситуациях на дороге, связанных с транспортом, путешествиями. Рекомендуем к прочтению и обсуждению такие произведения, как С. Михалков «Дядя Степа», «Светофор», «Зайка-велосипедист»; Н.Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплет», С. Прокофьев «Мой приятель-Светофор», А. Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей», Т.Уманская «Я иду по тротуару», Т. Шалаева «Правила дорожного движения для воспитанных детей», М. Дружинина «Правила дорожного движения для самых маленьких» и др.

   Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.  И от того, насколько крепко и своевременно они будут сформированы, зависит, в конечном итоге  безопасность, жизнь и здоровье наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в старшей группе "Правила дорожного движения для детей и взрослых"

Сценарий родительского собрания в старшей группе "Правила дорожного движения для детей и взрослых"...

Сценарий родительской гостиной «Правила дорожного движения для детей и взрослых»

Взаимодействие с родителями по предотвращению травматизма в ДТП....

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Родительское собрание по правилам дорожного движения для детей и взрослых...

«Правила дорожного движения для детей и взрослых» Родительское собрание в форме игры-КВН

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда Правил дорожного движения, закрепить знания детей о правилах дорожного движения....

Родительское собрание в подготовительной группе «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Формировать у взрослых и у детей потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения правил дорожного движения....

Родительское собрание в старшей группе «Правила дорожного движения для детей и взрослых»

Родительское собрание  в старшей группе«Правила дорожного движения для детей и взрослых»...