Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"
статья

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

        Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи.

 Ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, откликается на имя, выполняет простые просьбы: сделай ладушки, помаши ручкой.

Большая часть слов, которые усваивают дети до 3 лет, обозначает предметы и действия. Одновременно совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активная речь ребенка. При этом связь между словом и обозначаемым им предметом или действием возникает только в ситуации общения ребенка и взрослого, в процессе совместной деятельности. Речь взрослого активно включается в усвоение ребенком предметных действий: она привлекает внимание ребенка к предмету, формирует задачу, руководит способами выполнения этой задачи.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка, совместно с ним выполнять предметные действия, учить производить адекватные действия с игрушками. Для этого необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам, действиям взрослого с ними, а также интерес к совместной игре. Детей учат брать, удерживать и перекладывать предметы, катать шарики, машинки, кормить куклу, нанизывать кольца на стержень, открывать и закрывать коробочки и т.д.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что поначалу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Но если мать, хорошо понимая выражение его глаз, его жесты, сейчас же отвечает на них действием, у него тормозится потребность в речевом общении. В такой ситуации необходимо быть максимально терпеливыми в ожидании словесного (или звукового) ответа.

При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Но специальные наблюдения показывают, что правильная организация условий жизни в саду и дома, и общения позволяет ускорить ее появление.  словесно, т.е. проявляет речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности.

Вызывать речевую активность малыша следует, учитывая его потребности. Для ребенка раннего возраста основная потребность - игра с предметом, игрушками в совместной со взрослым деятельности.

Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. Малыша надо знакомить с частями тела, окружающими предметами и действиям с ними, обучать навыкам самообслуживания и др.

 К концу года дети должны иметь словарный запас 1000–1200 слов.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

1. Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.

2. Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

3. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

4. Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.

5. Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

6. Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

7. Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

 8. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

9. Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: "Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?" Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

10. Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, - тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же на обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно – непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).

11. Также отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать не громко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать перед сном дозировано. Колыбельные лучше всего петь самим.

12. Трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту – сломать). Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

13. У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много – это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а не пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

В консультации говорится о том как развивается речь детей....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

консультация для родителей«""Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Речь детей раннего возраста"...