Рекомендации родителям детей с СДВГ
консультация

Воронина Ирина Викторовна

Консультация для  родителей, чьи дети на "Вечном двигателе". Подбор рекомендаций, которые помогают найти компромис взрослым с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend.rodit_._det.sdvg_.odt25.93 КБ

Предварительный просмотр:

       Рекомендации для родителей детей « на вечном двигателе»

(детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью         (СДВГ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – полиэтиологическое состояние, формирующееся в результате взаимодействия генетических и средовых факторов. 

Причины и механизм развития СДВГ окончательно не раскрыты. В настоящее время исследования этиологии и патогенеза СДВГ ведутся в нескольких перспективных направлениях, собраны интересные научные факты, позволяющие говорить о концепциях формирования СДВГ

Важно знать, что диагноз могут поставить только специалисты:

психиатр или невролог (психоневролог)!

Можно выделить 4 блока причин происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

1) генетические (наследственная предрасположенность);

2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);

4) влияние окружающей среды.

В первую очередь рождение ребенка с дефектом развития проявляется как сильнейший психологический стресс. Большинство родителей (но далеко не все) постепенно адаптируются к новой ситуации, но этот процесс происходит долго и болезненно, требуется большое количество времени, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими в результате этой ситуации, способен возвращаться в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, периодических депрессий.

Родителей часто пугает, что все проблемы ребенка зависят от его синдрома. Хотя то, что ему поставлен определенный диагноз, не означает, что все его остальные проблемы связаны именно с ним.

Ребенку с СДВГ не хватает психической энергии, так необходимой для конструктивной деятельности. Его бестолковая беготня является реакцией на всевозможные внештатные ситуации и внешние раздражители.

 Продумав до мелочей обстановку и оформление комнаты ребенка, сделав ее знакомой и предсказуемой, можно значительно сократить непродуктивное расходование энергии и направить ее в нужное русло,  а именно:

Организация внешней среды.

 Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Уменьшая количество раздражителей в комнате, мы увеличиваем интенсивность их воздействия.

Устойчивость домашнего мира.

 Домашний мир ребенка с СДВГ должен быть устойчивым. Расположение мебели в комнате, занавески, вещи, - все должно оставаться на своих местах. «Свободной энергии» (энергии концентрации) у такого ребенка и без того мало, механизмы концентрации и торможения работают с трудом.

Организация рабочего места.

 Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей. Все шумовые раздражители должны быть удалены. Ребенку нужна тихая и спокойная обстановка для занятий. Мелочей в организации рабочего места быть не может .

Организация времени.  

Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для

гиперактивного ребенка он важен вдвойне.  Выработка правильных привычек происходит только тогда, когда все необходимое делается в одно и тоже время, изо дня в день.

Наилучшее время для работы. 

Воспитатели детских садов, школьные учителя, родители должны помнить, что ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале урока или занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце урока.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься.

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за столом.

С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры». Можем начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже. «Многоножки».

 Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном , направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки».

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей .

Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20-минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и «сидячие» игры. Также важно начинать с уровня, доступного ребенку, чтобы у него не было ощущения, что он в принципе не может с этим справиться.

Упражнения построены таким образом, чтобы можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более сложному.

Упражнение «Речка-берег».

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки).

С другой стороны, «течет» река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды.

Когда он говорит «речка!» - прыгать в речку,

когда говорит «берег!» - на берег.

Первая часть игры - тренировочная.

Ведущий командует, называя в случайном порядке «речка» «берег», и смотрит-смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке - переходим к основным.

Вариант 1.

Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.).

 Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!».

 На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать.

Таким образом, мы «вставляем» его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.

Оречевление своих действий - очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения.

В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

Вариант 2 (для продвинутых пользователей). 

Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания.

Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет «обманывать его глазки» - говорить все правильно, а делать неправильно. 

После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает «ошибку», например, говорит: «Берег!» - а прыгает в речку.

Ребенок должен «отключить» свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Для импульсивных детей это очень трудно!

В этом случае также положение спасает речь ребенка. Он должен повторять инструкцию ведущего и только потом прыгать.

Точно так же ведущий может «обманывать ушки» - делать все правильно, а говорить неправильно. Это тоже сложная задача, так как здесь ребенку нужно идти вопреки тому, что говорит взрослый, и четко придерживаться изначальной инструкции (повторять действия, а не команды).

Комментарий: это упражнение позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и речевую регуляцию деятельности.

Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком. Наиболее эффективно его использовать с детьми старше 5 лет, но до этого возраста также можно пробовать самые простые варианты этой игры. Периодичность его выполнения-по 5 минут в день. Чтобы ребенку не сильно надоело одно и то же, можно предлагать разные варианты движений.

Например, вместо прыжков «в речку» и «на берег» предлагать ребенку приседать и вставать с поднятыми вверх руками, изображая «грибочки» и «елочки». Какие-то движения можно придумать самостоятельно. Здесь почти не важно, что делать, главное - как.

Для коррекции гиперактивности девочек можно использовать танцы, в большей степени, чем с мальчиками.

Главная задача : постановка цели, действие по плану для превращения бесцельной подвижности в целенаправленную активность.

 Релаксация – это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну)

и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

 Исходя из того, что умения по саморегуляции вырабатываются в результате длительных тренировок, необходимо  учить девочек и мальчиков поочередно напрягать и расслаблять мышцы тела на занятиях в течение 20 дней по 15 минут с перерывом в один месяц в течение года.

Необходимо научить детей, напрягая и затем расслабляя мышцы, сравнивать и сопоставлять состояние мышечной активности и релаксации.

Эта работа  предусматривает обучение девочек и мальчиков с элементами соревновательности выполнению упражнений сознательно, расслабляя в начале нижние части тела и постепенно доходя до мышц лица;

обучение детей элементарным навыкам самоконтроля.

Во время тренировки учить их, подражая образцу, управлять своим телом.

Расписание в картинках (распорядок дня).

Для эффективной организации времени хорошо подходит расписание в картинках. Его можно разместить на специальном стенде в группе детского сада, в классе или дома.

Дома можно использовать также специальный альбом с велькрополосочками. На эти полосы будут прикрепляться карточки, с обратной стороны которых тоже наклеен кусочек велькро. Таким образом, картинки и их последовательность можно менять каждый день. В таком альбоме или на стенде в нужной последовательности располагаются виды деятельности, игры и занятия.

Для того, чтобы детям было легче воспринимать информацию, на карточках пишутся не только слова, но и рисуются картинки или всем понятные символы. Расписание в картинках очень хорошо организует деятельность ребенка.

 «Час тишины» и «час можно».

Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины».

Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо.

Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать все, что угодно.

                             

                                                               С уважением педагог-психолог

                                                                           Воронина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом

Данный материал нацелен на помощь родителям имеющих детей с СДВГ. Данные рекомендации способствуют здоровьесбережению ребенка. Специально подобранные игры, помогают нормализовать  поведение ребен...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СДВГ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С  СДВГ...

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Печатный материал для родителей....

Рекомендации родителям детей с СДВГ

Прежде всего, помните, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ребенка  – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диаг...

Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из наиболее распространенных психоневро­логических расстройств. СДВГ — это самая частая причина нарушений поведения и труднос...