Консультация для родителей. Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей. Формирование представлений о профессиях

у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Формирование представлений о профессиях

у детей дошкольного возраста.

В настоящее время современная система дошкольного образования ставит

новую цель – познакомить детей с миром профессий, что в будущем

поможет им успешно реализовать себя как личность в профессиональной

среде, обладая необходимыми для этого чертами педагога, изобретателя,

экономиста, программиста, актера и др. В педагогике это называется

введением детей в профориентацию. В настоящее время ориентация детей

дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых

рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного

развития. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть

предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах

деятельности. Дети всегда проявляют интерес к социальной

действительности.

Первым значимым средством является сама социальная действительность,

воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать

детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный

опыт, понять свое место в этом мире. Центральным звеном знаний о

социальной действительности являются знания о трудовой деятельности

людей. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места

каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни

общества и каждого человека. Это обусловливает развитие интереса к

трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в

дошкольном возрасте. Поэтому целенаправленно и систематически

необходимо реализовывать работу, направленную на формирование у

дошкольников представлений о профессиях.

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в

процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это

время происходит активная социализация детей, накапливаются

представления о мире профессий. Мир профессий в обществе — сложная,

динамичная, постоянно развивающаяся система. Каждый день ребенок

окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные

обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и,

знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, ребенок

открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум.

Нередко от ребенка можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или

«Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или

дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для

ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной

специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому

так важно донести до ребенка информацию о профессиях интересно,

многогранно и без проявления негативного отношения. Все без исключения

родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им

сопутствовал успех, чтобы они реализовались в какой-то деятельности. То

есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и

желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок

больше всего.

Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное

отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые

необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет

знакомство с трудом взрослого человека.

Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного

рода профессиональной деятельностью.

Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с ребенком,

либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам,

обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец,

водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том,

что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно

относиться с уважением. Например, учите ребенка бросать мусор только в

урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы

город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине

обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано

утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках. Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня.

Супергерои рядом с нами.

Детям можно предложить составить список героических профессий.

Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх.

Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических

профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их

работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список

таких профессий:

- спасатели, пожарные, полицейские, врачи, (попросите назвать известные

детям врачебные специальности), летчики, военные (уточните

специальности), машинисты поездов и так далее.

Профессии в моей семье.

Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать

о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут

рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие

сведения сохранились в семье. Историю можно проиллюстрировать

старинными фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой. При

беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных

правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и

не очень. Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать

каждую профессию. Если вы лично негативно относитесь к представителям

какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно

преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось

беспристрастное отношение ко всем профессиям. Расскажите своему

ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно

хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего

труда, его важность для других людей.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр.

Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями.

Для детей подойдут карточки, игры в лото, д/и «Что нужно для работы

врачу», «Полезно – вредно» (набор карточек с изображение полезных и

вредных для зубов продуктов), карточки – алгоритмы «Оказание первой

помощи», «На приеме у врача», картотека загадок.

Игра «Назови профессии». Эта понятная и занимательная игра порадует не

только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на

протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте

посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет. Отличный повод

поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца,

сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Где

смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил

папа? Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме,

включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось

потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя,

работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы

книга попала в руки читателя. Помимо всего этого, рисуйте или

раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты,

одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том,

хочет ли он этим заниматься или нет.

Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании

представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно

дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их

профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание

деятельности представителей различных профессий. Для осуществления

замысла ребёнку необходимы игрушки, но, если нет под рукой нужных

игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми

признаками, например: для игры в педагога дать ребенку палочку-указку,

книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе

ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под

видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки

дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня,

набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в

непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями

профессий, развивают фантазию. Дайте возможность побывать ему в

качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая

возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные

нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как

ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих

профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В.

Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков»,

«Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б.

Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков –

Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар»,

«Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер»,

«Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и

показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой

пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать

загадки о профессиях, рассказы.

Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять

полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме.

И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания

у ребенка важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих

людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-

настоящему любят свое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается реб...

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Формирование цветовосприятия и цветоразличияу детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.Д. РодовичЖизненный путь человека с самого первого шага немыслим  без участия вз...

Консультация для родителей: « Формирование правильных пищевых привычек у детей дошкольного возраста».

Актуализация проблемы правильного питания с привлечением игровых технологий....

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, причёски, одежды и обуви продиктована не только тр...