Консультация для родителей "Воспитываем добротой"
консультация

Яхно Оксана Дмитриевна

Консультация для родителей "Воспитываем добротой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospityvaem_dobro.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

         «Воспитываем добротой»

                             

                                  Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не              

    может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
                                                                                                     

                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский.

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие-кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.

Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к

людям, стремление делать добро другим». Доброта –это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

1.Дружелюбие–открытое и доверительное отношение к людям.

2.Честность–искренность и правдивость в поступках и мыслях.

3.Отзывчивость–готовность помогать другим людям.

4.Совесть–нравственная ответственность за свои поступки.

5.Сострадание–сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

6.Благородство–высокая нравственность, самоотверженность.

7.Любовь–глубокое сердечное чувство, высшая степень

положительного отношения.

          С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта? Очень часто родители задаются такими вопросами.

Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.

Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.

С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой– эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.

Воспитание у детей доброты начинается в семье. В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра. Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей. Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.

Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.

«ДОБРО, ВПИТАННОЕ С МОЛОКОМ МАТЕРИ, ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ДО СТАРОСТИ».

 Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!

РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей.

Как научить ребенка дружить.

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся! » Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется. Меняйтесь ролями.

Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

2. Покажите собственный пример.

Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.

3.Ставьте себя на его место

Ребенку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

5. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации..

Список детских фильмов о дружбе:

  • "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.
  • "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.
  • "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
  • "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.
  • "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
  • "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
  • "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
  • "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.
  • "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.
  • "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.

Мультфильмы про дружбу:

  • "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
  • "Котенок по имени Гав"
  • "Лис и охотничий пес"
  • "Умка"
  • "Тимка и Димка"
  • "Винни Пух"
  • "38 попугаев"

                Советы для родителей:

  • 1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
  • 2.Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
  • 3.Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
  • 4.Собственными отношениями к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
  • 5.Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
  • 6.Хвалите своего ребенка за проявления его достоинства в дружбе.
  • 7.Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
  • 8.Помните, что дружба в детстве, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
  • 9.Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
  • 10.Учитесь быть своему ребенку другом.
  • 11.Если ваш ребенок доверит вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
  • 12.Критикуйте не унижая, а поддерживая.
  • 13.Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
  • 14.Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Консультация для родителей

 «Как отвечать на детские вопросы»

«И спросила кроха:

Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы: «Почему, зачем, как?» - сколько таких вопросов вы слышите в течение дня?

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. (Например: дед Мороз настоящий? Кто придумал воду? А где живут феи?...)

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

 На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? Кто? Что? Какой? Когда?

 Дети среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? Почему?

 В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов, о каком – либо предмете или явлении.

 Наибольшее количество вопросов задают дети в пятилетнем возрасте.

А вот в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться почему?

Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!».

В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Поэтому, Дорогие родители, не оставляйте своих детей без ответа на их вопросы.

Конечно, проще ответить: «Потом, мне некогда» и «Я не знаю». Однако подумайте сами: ребенок хочет узнать что-то новое об окружающем нас мире.

И в этой ситуации, вы должны понимать, что утолить ненасытную детскую любознательность могут лишь взрослые окружающие ребенка. Если вы отмахнетесь раз, другой, третий, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела – заботы и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание!

Отвечайте с умом! Говорите спокойно, просто и уверенно. Если чего-то не знаете или просто забыли, не стесняйтесь заглянуть в книгу. Еще лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге, к источнику знаний. Сейчас огромное количество детских энциклопедий, дающих доступные для детей ответы на их бесконечные вопросы. К любому вопросу своего ребенка, нужно, относится с уважением и вниманием, не отмахивайтесь от них. Внимательно выслушайте вопрос, проанализируйте его, постарайтесь понять, что же заинтересовало ребенка в том явлении, в предмете, о котором он спрашивает. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы: «А как ты думаешь» или «Как ты это понимаешь?», «Как ты можешь это объяснить?». Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте любознательность, наблюдательность, логику.

Всегда помните, что ваш ответ: «подрастешь – узнаешь» может отбить желание детей познавать мир вокруг себя, тем самым вы губите любознательность своего ребенка. А ваша брошенная фраза: «Как надоели твои вопросы. Ты вырос таким большим, а все задаешь глупые вопросы». В результате таких слов, у детей развивается предубеждение к своим вопросам. Им кажется, если они зададут еще один вопрос, то покажут свою глупость и свое незнание. Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Если вопросы каверзные, все равно никогда не лгите ребенку. Не нужно сложных слов и долгих рассуждений. Ребенок ничего не поймет, и тогда на вас либо сойдет целая лавина новых вопросов, либо он потеряет интерес к данной теме, к учению вообще. Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

Уважаемые родители, успехов вам при общении со своими детьми. Свои вопросы дети задают только тем, кого любят и очень доверяют. Гордитесь тем, что ваш ребенок задает свои вопросы именно вам, родным и любимым.

Знай любой родитель:

Отвечать на вопросы – хорошо!

А отмахиваться – плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Доброта у детей" ( + беседа с детьми )

Материал подготовлен  воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ ДС № 1  г.Озёрска Челябинской области Фоминых Нэлли Анатольевной. Здесь же представлена беседа на тему "Доброе...

консультация для родителей Доброта на вырост

воспитыватать доброе отношение к окружающим...

консультация для родителей Доброта на вырост

воспитывать доброе отношение к окружающим...

Консультация "Воспитываем детей добротой"

Как воспитать доброго, отзывчивого ребёнка....