"Уникальный период в жизни человека".
статья

Бакшеева Анна Васильевна

Статья "Уникальный период в жизни человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnyy_period_v_zhizni_cheloveka.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Уникальный период в жизни человека

                                                                       Раннее детство – это время установления

                                                                                                           базовых отношений ребенка с миром.  

                                                                                            Неслучайно говорят, что до пяти лет

                                                                                                                 закладываются основы личности.

                                                                                                                                                   М.В.Осорина

        Ранний возраст (второй, третий год жизни) – уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность? Ребенок интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. При этом важно отметить, что умственное развитие тесно связано с воспитанием ребенка и происходит, исключительно благодаря взаимодействию с социальным окружением. Малыш копирует, отображает в своих действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Следовательно, можно сказать, что мы, окружающие, воспитывающие, «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким его сделает социальное окружение. Вывод один: духовно обогащенная окружающая действительность  - главное условие нравственно – эстетического развития личности.

Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально – возрастные особенности маленького человека.

На первый взгляд, кажется, что ребенок еще очень маленький, о каком личностном развитии можно говорить… Главное вроде бы его напоить, накормить, и спать уложить. Но психологи доказывают, а практика показывает, что если родители удовлетворяют только физиологические потребности детей, обеспечивают только уход (пусть даже самый хороший) за ребенком, дети начинают отставать в психическом развитии.

От того, как мы выстраиваем общение с ребенком, зависит очень многое: будущий характер, поведение, отношение к другим людям и к себе. Самое важное новообразование этого возраста – первое рождение личности в ребенке.

Осознание себя, своего личностного «Я» связано с большими трудностями в воспитании детей. Дети становятся упрямыми, протестуют, часто идут наперекор требованиям взрослых, они все теперь хотят делать самостоятельно и прямо заявляют об этом.

Что происходит? Ребенок начинает отделять себя и противопоставлять себе других, утверждать свое «Я».

Старые формы отношений, общения с ребенком уже не устраивают его, ребенку очень хочется показать себя, на что он способен сам, он хочет быть похожим на взрослого: в действиях, в поступках, отношениях. Он все хочет сам: сам выйти из автобуса, сам помыть тарелку, и т. д. Но… способов удовлетворения новых потребностей у него еще нет, они не сложились. И ребенок прибегает к капризам, упрямству, негативизму и т.д.

Старое не устраивает, а новому еще не научился. Возникает очень значимое явление в психике: кризис 3-х лет. Это противоречие между потребностями и возможностями ребенка.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Ведь возникающие в ходе развития противоречия дают толчок, ведут к формированию новых потребностей, новых интересов, появлению новой ведущей деятельности.

Кризисы – это движущие силы развития. Таких кризисов в развитии психики наступает несколько: более всего известны и описаны в литературе кризис

рождения, кризис одного года, кризис трех лет, кризис подросткового возраста.

Но для личностного развития более всего важен кризис 3-х лет, наступает он ориентировочно в 2,5 – 3,5 года. Основными его симптомами являются

негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, ревность.

Негативизм – главная особенность раннего возраста. Его следует отличать от непослушания. Непослушание бывает в любом возрасте, оно проявляется тогда, когда ребенок не хочет делать того, что ему не нравится, неприятно, не хочется. Но если он не хочет сделать ничего (приятное, неприятное, нейтральное) только потому, что это ему Вы предлагаете, то это проявление негативизма.

Негативизм – это первое зарождение воли, твердости характера, это акт нового отношения к своим чувствам, когда ребенок учится впервые сам освобождаться от своих желаний, чувств. Если в раннем возрасте проявлений негативизма нет, ребенок становится рабом другого человека.

В этом возрасте развивается Чувство Собственного Достоинства

Строптивость с трудом отличается от негативизма и упрямства. Она направлена на разрушение старого уклада жизни, сложившегося у ребенка до 3 лет. Например: раньше любил ласкаться, теперь ни к кому не хочет «липнуть»; раньше любил за ручку ходить, та же мама теперь берет ручку ребенка – нет, не пойду и все!

Выражается строптивость очень бурно, порывисто, эмоционально. Таким образом, кризис 3-х лет – это кризис всех. Для ребенка это взросление, а для взрослых это сплошные отказы! Но это временно. Ребенок на некоторое время превращается в существо всем недовольное и все время сопротивляется тому, что раньше любил.

Симптом обесценивания очень часто в это время неправильно понимается. Все самое дорогое обругивается, обесценивается! Например, дети говорят так: «Мама плохая!». Так могут говорить дети даже в очень хороших семьях в это время. В ответ на подобные реплики можно использовать юмор, иронию, можно просто не заметить – ребенок Вас просто испытывает, проверяет реакцию.

Жизнь – дело нелегкое, нельзя в ней все время идти по следам других людей. Рано или поздно ребенок встретится лицом к лицу с жизнью, и должен будет самостоятельно принимать решения, а быть может и идти наперекор традициям. А если эта тяжесть ляжет внезапно на хрупкие «безвольные» плечи маленького человека?

Становление независимости – это один шаг на пути рождения личности!

Какова же цена независимости? Ребенок платит за нее тревогами, неуверенностью, раздражительностью, капризами. Приобретает несравненно больше – умение не прятаться за чужую спину, брать ответственность на себя, смело шагать в неизвестное.

Безусловно, в воспитании ребенка в это время возникают немалые трудности. Как не упустить, как использовать эти важные качества в психике ребенка?

Рекомендации по воспитанию детей в период кризиса 3х лет

1. Вовремя обнаружить стремление ребенка к новым взаимоотношениям и помочь ему

2. Учесть стремление к новому виду деятельности.

3. Предоставить в это время ребенку больше самостоятельности.

4. Набраться взрослому побольше терпения.

5. Изменить отношение к ребенку, отнестись к нему теперь нужно не как к неумеющему малышу, а как ко взрослому.

6. Признать возросшие потребности ребенка.

В этом возрасте формирующуюся, стремящуюся к самостоятельности личность ребенка нужно как можно больше хвалить, одобрять проявления ребенка. Любое, самое малое достижение, должно быть замечено. Тогда у него появится внутренняя эмоциональная защищенность, чувство эмоционального благополучия, уверенность в себе, в своих действиях. Похвала, одобрение со стороны взрослых развивают очень важное личностное качество – чувство гордости.

Чтобы ребенок лучше развивался, познавал окружающий мир – чаще с ним играйте, предлагайте игры сами. Делайте ваш отдых полезным, содержательным, интересным. Воспитывайте ребенка сильным, находчивым, здоровым. Играя с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие, вспомните свое детство и станете лучше понимать своих детей. Результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные  у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Взрослым нужно помнить, что они несут огромную ответственность за то, какими вырастут их дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Периоды жизни человека

Этот материал поможет учащимся начальной школы  разобраться, какие периоды проходит каждый человек в течение жизни. Выяснит, как изменялась продолжительность жизни в разные эпохи. Попробует опред...

Занятие в старшей группе "Уникальность и неповторимость каждого человека на Земле"

Занятие в страшей группе "Уникальность и неповторимость каждого человека на Земле"...

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягива

Ведущая деятельность дошкольников -это игра. Соответственно в спортивном зале вся образовательная деятельность происходит в форме подвижных и малоподвижных игр. Любая игра несет за собой свод правил, ...