Советы родителям "Готовимся к школе "
консультация

Тряскова Татьяна Сергеевна

Подготовить ребенка к школе.

 

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября. Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektolog_konsultatsiya.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог Тряскова Т.С.

Советы родителям

 Готовимся к школе

Подготовить ребенка к школе.

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября. Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создание позитивной установки к обучению.

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  • дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;
  • обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два в выходные дни;
  • необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?»;
  • не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

10 заповедей мамы  и папы будущего  первоклассника.

  1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее. Учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы. Следующий необходимый навык -штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
  2. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Правильную осанку у детей нужно формировать с раннего детства. У ребенка позвоночник еще только образует свои изгибы, мышцы постепенно развиваются, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определенному положению тела в пространстве.
  3. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправлять его привычки, а по статистическим данным осанка каждого десятого первоклассника уже нарушена. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой  и посадкой ребенка за столом. Уже с 4-х лет прививают привычку правильно сидеть за партой, столом, особенно во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

  • Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника);
  • Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки;
  • Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте;
  • Боль в спине, шее и головные боли. Дошкольник и школьник, сидя за столом или партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избавиться от такой привычной сутулости становится всё сложнее.
    Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах сохраняется постоянное напряжение.
    Человек с плохой осанкой выглядит неудачником. К сожалению, внешний вид влияет и на отношение окружающих к человеку.

Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.                

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)». Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.                       

Определите общие интересы.

  1. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем). 

                  

  1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.                             
  2. Уважайте чувства и мнения ребёнка.
  3. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.                                           
  4. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). В пять-шесть лет малыш способен воспринимать  геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг),  знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится",  решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых  предметах.
  5. Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи — залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. 
  6. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
  7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
  8. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг! Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!   На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  9. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к.  от их  состояния тоже  зависит его успех или неудачи в школе.

Что  делать,  если  ребёнок не  хочет  учиться?

І этап: Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача — понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.

ІІ этап: Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка  чувствовать радость от первых успехов.

ІІІ этап: Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам делает все задания. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того, чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.

 

И ещё несколько советов:

  • признавайте право ребёнка на ошибку;
  • научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
  • учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
  • научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;
  • научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их.

Главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.

Рекомендации по повышению уровня речевой готовности ребёнка к школе

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.                  

 Обязательно подлежит проверке следующее:                                                       

1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;        

2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:                                                                                                   

• если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;
• к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль ...);                            

3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов:           

• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, школьная мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их • детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
• ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
• уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;                                                                  

4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы):                                                                                                                  

 • уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?.., три шара, а пять — ... ?);
• понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);                       

5) владение связной речью:                                                                                     

• умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;
• умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.

Познавательные интересы ребенка.

Важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

• задает ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
• стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
• рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
• участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
• способен ли к длительному сосредоточению внимания, отвлекается ли, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
• свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Формирование положительного  отношения к школе и  направленности на  обучение.

• Экскурсии с ребёнком в школу.
• Встреча и знакомство с учителями.
• Рассказы о своих любимых учителях.
• Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
• Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.
• Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
• Семейное чтение художественной литературы.
• Организация книжного уголка для ребёнка.
• Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
• Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
• Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».
• Никогда не запугивайте детей школой!

Что должен знать и уметь ребенок в 6 — 7 лет

Общее развитие

 Бытует мнение, что к шести - семи годам ребенок должен знать и уметь следующее: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

 • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

 • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

 • ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

 • дни недели;

 • иметь представления о природных и погодных явлениях;

 • знать основные цвета;

 • знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

 • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

 • знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

 • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

 В этой области ребенок должен уметь:

 • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

 • находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

 • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

 • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);

раскладывать картинки в правильной последовательности

 Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

 • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

 • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

 • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

 • составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

 • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

 • знать понятия «больше-меньше-поровну»;

 • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

 Чтение

 Важно, чтобы ребенок:

 • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

 • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

 • подбирал слова на заданную букву;

 • делил слово на слоги;

 • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

 Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

 • правильно держать ручку и карандаш в руке;

 • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

 • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

 • копировать с образца геометрические фигуры;

 • уметь продолжить штриховку рисунка;

 • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Готовимся к школе"

Консультация содержит рекомендации родителям по подготовке детей к школе, особенности развития детей 7 года жизни...

Советы родителям "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!"

Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Родители, помогите ему развиваться и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. ...

Советы родителям " Готовимся к школе "

10  ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ  И ПАПЫ БУДУЩЕГО  ПЕРВОКЛАССНИКАЧто  делать,  если  ребёнок не  хочет  учиться? Рекомендации  по  повышению уровня  речев...

Консультация для родителей."Готовимся к школе. Физическая готовность детей к школе".

В данном материале представлены рекомендации для родителей о физической подготовке ребёнка к школе....

Консультация для родителей "Готовимся к школе: пошаговое руководство для родителей"

рекомендации родителям: что должен знать ребенок перед школой; как обустроить правильно учебное место ребенка; как сделать обучение в школе для ребенка интересным....