консультация для родителей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Краснянская Татьяна Евгеньевна

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

«Чтение – лучшее учение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_vospitat_lyubov_k_chteniyu.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

«Чтение – лучшее учение»

Можно ли  воспитать любовь к чтению? Как можем, мы взрослые помочь детям полюбить книгу?

Первые книжки и образы. С какого же возраста начинать прививать интерес к книге? С первых дней жизни ребенка родители разговаривают с ним, называют ласково. Хорошо, когда папы, мамы, бабушки и дедушки используют в своей речи народное образное слово: поют колыбельные песенки, рассказывают народные сказки,  произносят веселые потешки и пестушки. Например, утром, когда малыш просыпается, мама произносит:

Солнце светит: где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно,
И стучится к нам в окно!                                                                                            

  На разные отрезки времени: во время прогулки, одевания, умывания, кормления,   родители  припасают разные потешки...

С младенческого возраста и до года, как только ребенок начал сидеть и ползать. В арсенале его игрушек  появляются первые  книжки. Это мягкие книжки из ткани, книжки с ламинированными страницами, прочные и яркие. Такие книжки — игрушки ребенок может исследовать. Так малыш впервые знакомится с книгой, видит в ней буквы, слова, рисунки. Родители рассказывают ребенку о книжке, показывают яркие картинки и называют предметы, рассказывают о том, что изображено на страничках. В таких книжках есть короткие четверостишья про игрушки, животных, сказочных героях, читайте их детям! Такие книжки можно изготовить самим.

Пример взрослого. Чтобы воспитать у малыша любовь к чтению книг, важно самим подать ему пример.  У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, нежели у тех, кто не видит хорошего родительского примера. Важно, чтобы малыш видел вас с книгой в руках, увлеченно читающими или обсуждающими прочитанное. Порой это формирует столь сильную положительную ассоциацию, что дополнительные стимулы в развитии любви к чтению просто не требуются.

Час чтения. Ребенок подрастает, меняются книжки. Первые книги читают родители. Хорошо, если чтение книг станет для вашей семьи определенным ритуалом. Можно устраивать ребенку «Час чтения». Это может быть время перед дневным и ночным сном или после прогулки.  В каждом возрасте  час может быть разным по длительности. Главное, чтобы ребёнок не устал.  Читать книжки ребенку надо в хорошем расположении духа, с выражением, как будто вы выполняете очень важную работу.  Во время чтения книги, наблюдайте за ребенком, замечайте, как он слушает, как реагирует на прочитанное. После прочтения обязательно поинтересуйтесь, понравилась ли книжка.

Обсуждайте прочитанное с ребенком. Пусть это станет игрой – подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, что стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше. Попросите его кратко рассказать содержание или перескажите вместе: вы начинайте, а ребенок продолжает. Нарисуйте события, происходящие в рассказе или сказке. Можно порассуждать с ребенком: «Как ты думаешь,  что самое главное в этой истории?». Обсудите главных героев, их поведение, сделайте выводы. Такие обсуждения очень полезны для развития речи ребенка, умения выделять главное и выражать свои мысли, делать собственные умозаключения.

Если ребенок слушал невнимательно,  без интереса, отвлекался. постарайтесь выяснить причину. Задайте наводящие вопросы. Возможно,   содержание сложно для восприятия ребенка или не понравились персонажи.

Если ребенок просит прочесть книжку еще раз, прочтите. Часто дети  перечитывают  несколько раз любимые произведения, чтобы потом, однажды в процессе игры, читать ее, понарошку, не по-настоящему, на память. Запомнив стихи и сказки, ребенок рассказывает их наизусть.

Выбираем книжки для чтения. Книги для дошкольников  следует выбирать, учитывая возраст и интересы ребенка. Мальчики читают «про машинки», девочки – «про куколок», и у каждого ребенка есть свои желания и свои значимые персонажи. Детские книжки  должны быть с яркими иллюстрациями,  интересным сюжетом и небольшими по объему. Книга должна увлечь и заинтересовать ребенка.

 Для самых маленьких  подойдут книжки с короткими веселыми стихотворениями и хорошей рифмой:  А.Л.Барто,  К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, различные потешки и песенки с певучим слогом и множеством повторов (например,  сборник «Ладушки» изд. Октопуз)  и  короткими простыми   рассказами. Если вы затрудняетесь  с выбором произведений для своего малыша можно обратиться на сайт лучших детских книг http://mamazanuda.ru/knijki-dlya-samyh-malenkih/

Интерес к стихам не исчезает у детей на протяжении всего дошкольного детства. На смену коротких стишков приходят поэтические  произведения  уже знакомых авторов, затем предлагаем вниманию детей отрывки из классических произведений, например:  А.С.Пушкина, П.П. Ершова и др. Очень важно почувствовать эмоциональный отклик ребенка на произведение и если вы заметили безразличие и  равнодушие, лучше отложите книгу, подождите, когда малыш подрастёт. Очень рано у детей возникает интерес к русским народным сказкам. Предложите детям несколько  на выбор. Рассмотрите иллюстрации, вызовите интерес вопросом: «Ты не знаешь, что случилось с петушком?», «Ой, а кто-же это такой, здесь нарисован? Хочешь узнать?»  Дети, непременно захотят прочесть   какую-либо  из предложенных.

Иллюстрации. Важно, чтобы на каждой страничке  детской книжки были четкие реалистичные  картинки с простыми силуэтами, мягкими сочными цветами и минимумом деталей на  светлом фоне. Ребенок, слушая содержание, сопоставляет его с картинкой и запоминает. Малышу должно быть удобно, действовать с книжкой, поэтому хорошо, если страницы книг сделаны из плотного картона, чтобы дети могли легко их переворачивать и рассматривать.

Задумав покупку новой книги, отправляйтесь в магазин вместе и помогите ребенку с выбором.  Не стоит забегать вперед и предлагать детям примитивную или сложную литературу. Она может оказаться скучной для восприятия  и у ребенка пропадет охота читать и слушать.

Другое дело, если из двух-трех одинаковых книг, изданных в разных издательствах и подобранных по возрасту, вы предложите ребенку выбрать одну по своему вкусу. Наша промышленность выпускает разнообразные виды книг (гармошки, паровозики, веера и др.). Иногда в выборе книг, надо следовать за ребенком, за его желаниями. Возможно именно эта книга, станет любимой.

Уголок Книги. Вместе с ребенком найдите в квартире или комнате место, где будут храниться любимые детские книги. Организуйте для малыша собственный уголок книги. Это может быть одна или несколько полочек в вашем большом книжном шкафу. Полочки для детских книг должны располагаться на уровне роста ребенка, чтоб он мог сам в любой момент достать книгу и почитать ее.

Можно придумать традицию пополнения уголка книги. Например, один раз в неделю совершать поход в магазин, чтобы купить новую книгу. Постарайтесь для своего ребенка создать разнообразную библиотеку, познакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.

В уголок книги можно поместить сказочных героев и персонажей рассказов и литературных произведений, сделанных своими руками. Это могут быть плоские силуэты, вырезанные из бумаги и раскрашенные ребенком, картонные фигурки, готовые театральные наборы, выпущенные нашей промышленностью.  С помощью героев детям легче рассказать о прочитанном,  закрепить содержание произведения. Изготавливая героев  для сказки или рассказа  дети могут  сопереживать, высказать  свое отношение к нему и происходящему. Такие обсуждения очень полезны для развития речи ребенка, умения выделять главное и выражать свои мысли, делать собственные умозаключения. Именно на этом построен интерес к чтению, любовь к книге и развитию с ее помощью у дошкольников всей палитры разнообразных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...