Готовность ребёнка к школьному обучению
статья (подготовительная группа)

Острогляд Надежда Алексеевна

Готовность к школе – важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.

Поступление в школу – новый этап в жизни каждого ребенка. Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения ребенка. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebyonka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность к школе – важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Готовность к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детского сада на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.

Поступление в школу – новый этап в жизни каждого ребенка. Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения ребенка. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.

Каковы аспекты готовности к школе?

Готовность к школе – многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический, социально-личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физической формы будущего школьника. «Школьная зрелость» показывает уровень морфофункционального развития ребенка, характеризующий его потенциал к систематическому обучению в школе и возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления этого уровня используется многофакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и прежде всего ряда физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее 7 лет.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует отметить успехи в освоении движений. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развиваются кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (флиппинский тест). Идет смена молочных зубов на постоянные. Повышается интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка. Эти позитивные изменения являются маркерами биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного и пр.) с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

В содержании психологической готовности особо выделяется интеллектуальная готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении. Интеллектуальная готовность к школе предполагает у детей наличие должным образом сформированных познавательной активности и познавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.

Учебная деятельность школьника связана с высокой произвольностью, это обусловливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.

Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально-личностной готовности к школе. Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. социально-личностная готовность к школе предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Социально-личностная готовность свидетельствует о достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. Объективную основу для благоприятного вхождения в новую систему отношений в школе создают сформированные в дошкольные годы социально-ценностные ориентации, то есть освоенные ребенком смыслы и построенные на их основе модели поведения, которые субъективно осознаются дошкольником как необходимые и социально одобряемые.

Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка.

Мотивационная готовность к школе выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и про является в отношении к учебе как общественно значимому делу. Будущий школьник испытывает потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые.

Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения, она проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивости привычек культурного поведения. Коммуникативная готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.

Специальная готовность к школе является дополнением общей готовности и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.

В современной дошкольной педагогике наряду с рассмотрением отдельных видов готовности наблюдается стремление к целостному рассмотрению готовности к школе как новообразованию личностного развития старшего дошкольника, вступающего в ситуацию школьного обучения. В этом смысле личностная готовность к школе проявляется как взаимосвязь ряда компонентов (эмоционально-ценностного, содержательно-деятельностного, контрольно-регуляторного).

Эмоционально-ценностный компонент характеризует общую направленность личности старшего дошкольника на предстоящее школьное обучение. Его ядро образуется триединством таких мотивов, как мотив стремления к новой социальной роли («хочу стать школьником), познавательно-личностный мотив («узнать новое, интересное в школе») и социально-нравственный мотив («оправдать ожидания взрослых и стать хорошим учеником»).

Содержательно-деятельностный компонент готовности к школе обращен к сфере социального сознания и деятельности старшего до школьника. Содержательный аспект готовности к школе раскрывает совокупность представлений и ценностных ориентаций, обеспечивающих основу общего кругозора и дифференциации сфер окружающего мира. Деятельностный аспект определяется практическими возможностями старшего дошкольника в осуществлении разных видов детской деятельности. Он раскрывает дошкольника как «деятеля» с высоким уровнем инициативности и самостоятельности (репродуктивной, продуктивной и творческой).

Регуляторно-контрольный компонент личностной готовности к школе характеризует будущего школьника с позиции возможностей элементарной саморегуляции и самоорганизации своей активности на основе заданных требований или общепринятых норм, элементарного самоконтроля, оценки своих действий и результатов деятельности.

Объединяющим началом всех компонентов личностной готовности выступает развивающееся самосознание старшего дошкольника, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремлении к новой социально одобряемой жизненной позиции школьника («Я расту! Я хочу стать школьником!»).


Что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?

Центральным новообразованием старшего дошкольного возраста, свидетельствующим о становлении личностной готовности ребенка к решению задач школьного обучения, является формирующаяся субъектная позиция в деятельности, общении и познании. Она характеризуется новыми достижениями и возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать широкий круг доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач в детской деятельности, развитием познавательных мотивов и положительных личностных социальных ожиданий, связанных с новой школьной позицией. Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности:

- на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность);

- на уровне самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (операторная самостоятельность);

- на уровне самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность);

- на уровне творческого подхода к решению (творческая самостоятельность).

Высокий уровень готовности к школьному обучению определяется умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника.

Интерес в современной дошкольной педагогике вызывает проблема готовности ребенка к школе с позиции компетентностного подхода. В соответствии с ним готовность к школе рассматривается в аспекте формирования у старшего дошкольника начальных компетентностей.

Компетентности ребенка – это интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности.

В системе начальных компетентностей старшего дошкольника выделяются начальные ключевые компетентности и начальные специальные (допредметные) компетентности (А. Г. Гогоберидзе).

Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Начальные ключевые компетентности требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них пред ставлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).

В структуре начальных ключевых компетентностей выделяются начальные здоровьесберегающая, личностно-социальная, учебно-познавательная компетентности, отражающие способность детей самостоятельно решать задачи, связанные с укреплением и сохранением здоровья, с деятельностью, с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, развитием основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Выделение в начальных ключевых компетентностях здровьесберегающей, социально-личностной и учебно-познавательной сфер отражает современное понимание целостности процессов развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста. Именно становлению начальных ключевых компетентностей отводится ведущее место в образовании детей.

Начальные специальные допредметные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к школьному образованию, содержание которого определяется набором учебных предметов. В структуре начальных специальных компетентностей ориентировочно можно выделить: начальную речевую компетентность, начальную литературную компетентность, начальную математическую компетентность, начальную экологическую компетентность, а также компетентность художественную.

Проявление начальных ключевых и начальных специальных (до предметных) компетентностей свидетельствует о готовности ребенка старшего дошкольного возраста к переходу следующую образовательную ступень.

В настоящее время проблема готовности к школе рассматривается в связи с реализацией концепции модернизации и непрерывного образования, ФГОС дошкольного образования. Обращение к проблеме предшкольного образования связано с задачей выравнивания стартовых возможностей детей при переходе в школу, гуманизацией начала школьного обучения, созданием единой системы подготовки детей предшкольного возраста к школе.

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду

Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе?

Подготовка к школе в детском саду – это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности. Процесс подготовки к школе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании для каждого дошкольника условий наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе?

Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно на основе известных ему способов (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности и сформированы необходимые для того умения и навыки. Он приобрел опыт успешной самостоятельной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Он способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения и общения, дружеских взаимоотношений, Ребенок использует разные формы общения. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно по строить предложения, составить связный рассказ. Его словарный разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выказывает живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержатся, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно. В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются социально ценные черты. Он доброжелателен, выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, проявляет уважение к старшим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально нравственную окраску, становятся более устойчивыми.

Развивается самосознание ребенка, его представления о себе, формируется положительный образ «Я». Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус.

Все эти достижения в развитии ребенка на пороге школы свидетельствуют об успешном становлении готовности к началу школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности ребёнка к школьному обучению

Показатели готовности ребёнка к школе:...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...

"Готовность ребёнка к школьному обучению"-презентация

Готовность к школе – это совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентностей) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальне...