Консультация учителя-дефектолога "Задержка психического развития. Что это?"
консультация (старшая группа)

Жукова Нина Сергеевна

Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya_defektologa_chto_takoe_zpr.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя дефектолога Жуковой Нины Сергеевны для родителей старшей группы.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЧТО ЭТО?

Период раннего детства проходит достаточно быстро: казалось бы, ребенка только принесли из родильного дома, а он уже умеет засыпать и просыпаться, кушать, плакать…. Через несколько дней - он уже следит за передвигающимися предметами, реагирует на голод и холод, улыбается… вот уже самостоятельно сидит, стоит, пошел…

За каждодневными заботами многие родители не придают значения тому, что ребенок начал позднее действовать с предметами, самостоятельно ходить, позже говорить. Ребенок постоянно возбудим, быстро утомляется, часто капризничает и т.д. многие взрослые думают, что он просто избалован особым вниманием. Вот пойдет в садик… посещая дошкольное учреждение, родители сталкиваются с другими проблемами, педагоги обращают их внимание на то, что ребенок не усваивает программу детского сада: не активен на занятиях, легко отвлекается, не удерживает внимания, плохо запоминает материал на занятиях и т.д. родителям предлагают пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), на которой специалисты обследуют ребенка и выносят «вердикт» - ЗПР. Ребенок направляется в коррекционную группу. Кто не был в подобной ситуации, вряд ли сможет понять состояние родителей: рушится все, крах всех планов. Кого обвинить? Медиков? Педагогов? Себя? Ребенка?

У детей с ЗПР действительно отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги и агрессии.  Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Имеются также нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания в нервно-психическом развитии могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания. Особые состояния формируются у детей вследствие педагогической запущенности. Дети с полноценной нервной системой, длительно находящиеся в условиях информационной и эмоциональной депривации (дефицита общения с ближайшим окружением), имеют недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений. Динамика развития в условиях систематической педагогической коррекции будет существенной. В то же время следует отметить, если ребенок не получит своевременной педагогической помощи, то эти недостатки могут стать необратимыми.

В коррекционной группе для детей с ЗПР находятся дети с разным вариантом задержки, именно поэтому родители, сравнивая своего ребенка с другими воспитанниками в группе, замечают, что их ребенок не похож на остальных. Но все эти дети нуждаются в своевременной коррекционной помощи.

Экспериментально доказано, что под влиянием условий дальнейшего развития и лечебно-коррекционных мероприятий задержка претерпевает существенную динамику, либо вообще исчезая, либо трансформируясь в более устойчивую и определенную клиническую форму.

Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагогов. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

  • Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
  • Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
  • Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологомнейропсихологом и логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.

Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов. Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психическое развитие ребенка дошкольного возраста"

В данной статье описаны причины нарушения психического здоровья дошкольников....

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей (подготовительной к школе группе 6 – 7 лет)"

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развит...

Консультация для родителей "Психическое развитие детей 2-3 лет"

Чтобы лучше понимать своего ребенка, каждому родителю надо иметь определенные знания о психическом развитии ребенка в определенном возрасте.Все психические процессы ребенка - внимание, память, мышлени...

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни"

Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы реб...

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 3-х лет»

Опираясь на возрастные периоды детсва можно создать оптимальные условия развития и обучения ребенка....