Консультация для родителей
консультация

Консультация для родителей

«Развитие речи у дошкольников посредствам дидактических игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://phonoteka.org/uploads/posts/2022-02/1645249647_15-phonoteka-org-p-fioletovii-fon-magiya-15.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    КАЗЕННОЕ     ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР    РАЗВИТИЯ   РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ   САД    № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Консультация для родителей

«Развитие речи у дошкольников посредствам дидактических игр»

Составлен

воспитателем:

Магомедовой С.П.

с. Левокумское

2022 – 2023 учебный год.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

--Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

формирование правильного звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

развитие артикуляционного аппарата;

развитие речевого дыхания;

умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

--Формирование грамматического строя речи:

работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);

словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);

соединение основ (сок выжимает — соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);

названия детёнышей животных;

названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);

названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);

синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

--Словарная работа:

правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;

активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;

устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

--Развитие связной речи:

овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;

умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» — т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:

       Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изо-деятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

     Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

      Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

Пособия должны быть внешне привлекательными.

Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

--игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

---настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

---словесные игры (без наглядного материала).

Игры с мячом

В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.

«Мяч бросай и животных называй»,

«Мяч бросай, четко фрукты называй»,

«Кто где живет?», «Скажи ласково»,

«Что происходит в природе?»,

«Составь предложение», «Подскажи словечко»,

«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обеспечивается психологический комфорт;

дети запоминают большое количество речевого материала;

активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...