Ум на кончиках пальчиков
консультация

Наталья Николаевна Вишнякова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikah_palchikov.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»

        Педагоги нашего детского сада заметили, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится всё более обычным явлением. Доказано, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребёнка  в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно – моторной координацией.  

 Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:                  1.Ежедневная пальчиковая гимнастика.

2.Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)

3. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

4. Работа с тестом.

5.Печатание букв в тетради.

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8. Массаж и самомассаж пальцев рук.

9.Разнообразные пальчиковые игры.

     Пальчиковые игры способны поддержать физические силы ребёнка  и стать постоянным средством повышения и восстановления его работоспособности. Игры, «обслуживающие»  учебный процесс, должны быть несложными в исполнении, короткими по продолжительности и очень функциональными, то есть направленными на поддержание или развитие определённых функций организма. С некоторыми из них я хочу вас познакомить.

     Игры на саморегуляцию. С их помощью можно переводить свой организм в состояние «повышенной готовности» к действию, а от него- в состояние расслабления и наоборот. Ритмичные переходы регулируются речевым сопровождением.                                                                                                       Сжался        кулачок                                                                                                           Подготовка к игре: упражнение проводится сидя, руки с раскрытыми ладонями ребёнок кладёт себе на колени.

Сжался кулачок,

Словно сундучок.

Первая ладонь начинает медленно сжиматься в кулак.

Закрылся сундучок,

А там - паучок!

Вторая ладонь начинает медленно сжиматься в кулак.

Паучок, паучок,

Зачем сел в сундучок?

Первая ладонь начинает медленно разжиматься.

Вылезай, паучок,

Я раскрою кулачок!

Вторая ладонь начинает медленно разжиматься.

Вариант игры.  Выполняем разнотипные движения рук.                                        Подготовка к игре: упражнение выполняется сидя, на коленях ребёнка одна рука- с раскрытой ладонью, другая рука сжата в кулак.

Сжался кулачок,

Словно сундучок.

Закрылся сундучок,

А там - паучок!

Раскрытая ладонь начинает очень медленно сжиматься в кулак. Одновременно с ней сжатая в кулак ладонь начинает разжиматься.

Паучок, паучок,

Зачем сел в сундучок?

Закрылся сундучок,

А там - паучок!

Действия выполняются в обратном порядке: сжатая в кулак ладонь очень медленно разжимается, раскрытая ладонь сжимается.

  Игры на динамическую концентрацию. Они основаны на выполнении большого количества движений за малое количество времени. Это приучает ребёнка к двигательному контролю и самодисциплине.                                Зеркальце                                                                                                       Подготовка к игре: упражнение проводится в паре, игроки стоят лицом  друг к другу. В случае правильного исполнения «зеркальцем» движений ведущего партнёры меняются ролями и игра продолжается.

Ведущий игрок

Его партнёр-«зеркальце»

Выполняет любое знакомое  перекрёстное движение рук и ног. Например: согнутая поднятая левая нога, обе руки вытянуты направо. Удерживает позу несколько секунд.

Копирует   движение партнёра.

Меняет положение рук и ног в перекрёстном движении. Например: согнутая поднятая правая нога, обе руки вытянуты влево. Вновь удерживает позу несколько секунд.

Вновь копирует движения партнёра.

     

       Особый интерес у ребят вызывают контактные игры, которые, как правило, проводятся в паре. Такие парные игры предполагают телесный контакт между партнёрами.

Барабанщики                                                                                                         Подготовка к игре: упражнение проводится в паре, один из игроков стоит спиной к другому.

Ведущий «барабанщик»

Второй «барабанщик»

Начинает выполнять ритмичные несильные постукивания сжатыми кулачками по спине партнёра в ритм речевому сопровождению:

Це- лый день, це- лый день

Ба- ра- ба- нить нам не лень!

Запоминает речевое сопровождение и заданный ритм.

Поворачивается спиной к своему партнёру и определяет, насколько точно тот повторяет ритмический рисунок.

Произносит то же самое речевое сопровождение и выполняет заданный ритмический рисунок на спине своего партнёра. Постукивая по ней сжатыми кулачками.

    В случае совпадения ритмического рисунка игра продолжается: меняется ритмический рисунок и речевое сопровождение. В случае несовпадения ритмического рисунка игра полностью повторяется. Постукивания кулачками можно заменить пощипываниями или похлопываниями ладошкой.

   

 Координационные игры. Они влияют на мозговую координацию, а значит и на психическое состояние детей. К этим играм относится синхронное рисование контуров, которое осуществляется двумя руками в воздухе на уровне глаз.

Волшебный колпак

  (Хорошо активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти: помогает вспомнить нужную информацию и сосредоточиться на ней.)

Подготовка к игре: упражнение проводится сидя.

На мне колпак лечебный,

Обхватываем кончиками указательных и больших пальцев ушные раковины сверху.

Он почти волшебный:

Оттягиваем пальцами ушные раковины и слегка выворачиваем их.

Я в нём так тонко слышу

Всё то, что вижу и не вижу!

Начинаем медленно продвигаться пальцами сверху вниз по краям ушных раковин, массируя их и слегка выворачивая пальцами края.

Повторяем упражнение три раза подряд.

   Итак, систематическое развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет:

*Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

 *Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Ум на кончиках пальчиков»

Консультация для родителей«Ум на кончиках пальчиков» Мелкая моторика совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрите...

Консультация для родителей "Сказки на кончиках пальчиков"

Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Цель этой деятельности заключается в следующем: помочь взрослым понять своих малышей, правиль...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...

Консультация для родителей " Ум ребенка-на кончиках пальчиков"

рекомендации родителям по развитию мелкой моторики...

Речь на кончиках пальчиков

Речь на кончиках пальчиков...