Консультация для родителей «Кризис трех лет
консультация (младшая группа)

Васильева Ольга Павловна

Консультация для родителей

«Кризис трех лет»

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.

Кризис трёх лет- возрастной кризис, который возникает при переходе от раннего возраста к дошкольному и характеризуется резкой и кардинальной перестройкой личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

«Кризис трёх лет» - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия третьего до первого полугодия четвертого года жизни детей.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Кризис трех лет»

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.

Кризис трёх лет- возрастной кризис, который возникает при переходе от раннего возраста к дошкольному и характеризуется резкой и кардинальной перестройкой личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

«Кризис трёх лет» - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия третьего до первого полугодия четвертого года жизни детей.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

1 симптом - ярко выраженный негативизм - вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.

При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.

2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.

При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.

Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.

3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Остальные три симптома встречаются реже:

5 симптом - бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.

6 симптом - обесценивание ребенком личности близких - обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное

7 симптом – деспотизм - ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Особенности проявления кризиса З-х лет

-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.

-Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни.

-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

-Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

-В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у

детей по 5 раз в день. У некоторых- до 19 раз!

-Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться

и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном «

упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования

ребенком своими родителями.

-Еще не понятно, кто упрямее,- родители, весь день твердящие:

«Ты должен, ты обязан, тебе необходимо…», или ребенок,

упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы

в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить.

Он не созрел для многих наших требований, он только маленький

росточек.

                        Как преодолеть капризы?

-Нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

-Нарушения режима дня.

-Обилие новых впечатлений.

-Плохое самочувствие во время болезни.

-Переутомление (физическое и психическое).

-Преодолеть капризы можно, если:

-Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

-Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

-Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

-Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

                                 Что могут сделать родители:

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»

-Не считайте ребенка «избалованным» или «испорченным», помните, что это естественный этап его развития.

-Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.

            Любите своего ребенка таким какой он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис трех лет"

В жизни каждого ребёнка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят   примерно в ...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...

Консультация для родителей:" Кризис трех лет. Рекомендации родителям"

Симптомы кризиса трех лет.Советы родителям при кризисе трех лет.Как не нужно вести себя с ребенком во время такого сложного периода дошкольного детства....

Консультация для родителей "Кризис трех лет: особенности проявления, советы родителям."

Кризис трех лет – особенностиКаковы причины такого поведения?Как вести себя с ребенкомСоветы родителям...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

Работа с родителямиКонсультации для родителей«Кризис трех лет»...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

В статье рассказывается о том как легче преодолеть кризис ребенка 3-х лет...