Консультация для родителей «Пальчиковые игры».
консультация (младшая группа)

Кузора Любовь Анатольевна

Консультация для родителей «Пальчиковые игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры».

Для возраста 1-3 лет есть свои правила проведения пальчиковых игр. Если дети совсем маленькие, в возрасте от 1 года до 1года и 2 месяцев, то сначала пальчики ребёнка занимают пассивную позицию – сопровождающий на занятия взрослый берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимые движения. Это же правило необходимо выполнять также и тогда, когда ребёнок постарше, но впервые первый раз сталкивается с пальчиковыми играми, или когда вводится новая игра для малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Став постарше, дети начинают сами подражать действиям взрослого

Поэтому пальчиковые игры для возраста от 1 года до 3 лет на развивающих занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности:

Совместные игры (простые игры), в которых взрослые, взяв руки ребёнка в свои, выполняют заданные движения

Самостоятельные движения (очень простые игры), которые предполагают 2-4 несложных одинаковых действия обеих рук (сжимание – разжимания кулачка, движения только указательного пальчика и т.д.), выполняемых детьми самостоятельно.

Простые игры, выполняемые детьми без помощи взрослых, где усложняются движения пальчиков и рук. Левая и правая рука действуют ещё одновременно.

Простые игры, выполняемые детьми самостоятельно, в которых левая и правая рука выполняют разные движения поочерёдно.

Для данного возраста непреложной является следующая схема обучения пальчиковой гимнастики:

демонстрация игры педагогом (можно даже не один раз, чтобы увлечь детей игрой)

взрослый совершает действия ребёнка руками для облегчения запоминания и поддержания игровой мотивации

самостоятельные действия руками ребёнка под произносимый педагогом текст.

Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 3 лет, даже если малыши уже и умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям – только в этом случае они с увлечением включатся в игру.

«Кулачок» (мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

«Рыбки» (ребёнок сам выполняет движения)

Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)

  • чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками) То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем) То зароются в песке. (Делаем «замок»)

«Дом»

Мы построим новый дом, (делаем крышу руками над головой).

Дружно в доме заживём. (Одна рука пожимает другую)

  • нашем домике – окошко. (Большие пальцы соединяем друг с другом, и остальные пальцы тоже соединяем друг с другом).

-Загляни туда, немножко! (Заглядываем в «окошко»).

«Медвежонок»

Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка!

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать

1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые проглаживания ладони другой.

5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

****

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

****

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк,

Пастью щелкает напрасно —

Заяц бегает прекрасно!

1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками

***

  • домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок, Может дверку приоткрыть И за пальчик укусить, Если больно, то немножко Разотри свои ладошки!

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

***

Избушка на лужочке,

Двери на замочке,

Ключик быстро подберем

  • избушку отопрем. Отряхнем ладошки, Отдохнем немножко.

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка – соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

***

Крылья нашей мельницы

  • ветерка как пленницы — Как ветер переменится, Так повернется мельница.

1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

***

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

***

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

Десять пальцев – как отряд,

  • костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются.

1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

****

После завтрака мы с вами

  • лес поедем за дровами. Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем, Привезем домой дрова, Сложим посреди двора.

1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова

  • кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

***

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку,

Раз, два, три, четыре, пять —

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле —

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.

***

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

  • у Маши расшалились Маленькие пальчики. Быстро бегают они По Машиной ладошке. Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

***

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

  • помчатся по дорожкам, А дорожки – две руки, Ну-ка, мишкам помоги: Их на санки посади, По дорожкам прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

***

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

***

  • море лодочка плыла,

  • ней лиса веслом гребла. Притомилася лиса, Распустила паруса, Теперь на лавочке сидит, На море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

***

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился,

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

***

Птичка-птичка(водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка (Сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания) Вот тебе крошки на моей ладошке

***

Сорока -белобока кашку варила, деток кормила. (взрослый слегка щекочет ладошку ребенка) Этому дала (загибает мизинчик) Этому дала (загибает безымянный)

Этому дала (загибает средний пальчик)

Этому дала (загибает указательный пальчик)

  • этому не дала (шевелит большой пальчик) ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим.

По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик не спешит,

Этот пальчик уже спит.

(загибаем пальчики по очереди)

***

Вот кулак (показываем кулачек)

  • вот ладошка (показываем ладошку) На ладошку села кошка

(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

  • крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке) Видно мышка там живет (щекощем)

***

Ручкою ручку погладим,

пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко

А потом опять начнем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук".

За последние пять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Известно, что  между речевой функцией и двигательной  системой человека существует тесная связь. Чем больше ребёнок дв...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей от мала до велика"

Пальчиковые игры для детей от мала до велика[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4411817","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"101","style":"float: left","width":...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»...

консультация для родителей "Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте"

консультация для родителей 2 младшей группе " Пальчиковые игры в младшем дошколном возрасте"...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры"

Пальчиковые  игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами  радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разн...

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет".

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовал...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...