Домашнее задание по лексическим темам.
консультация (старшая группа)

Ронкина Наталья Викторовна

Домашние задания разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний и выполняются в выходные дни с помощью родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._dlya_roditeley.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Тема «Детский сад»

Лексический материал: детский сад, группа, игровые уголки, игрушки, спальня, кровать, постельное белье, раздевалка, шкаф, вешалка, кухня, посуда, спортивный зал, мяч, скакалка, изостудия, краски, мелки, альбом, воспитатель, помощник воспитателя, логопед и т.д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

 — совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

 — рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

 — выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

                         Тема «Сад. Огород»  

Лексический материал: овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый. Фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

-рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

— объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

 — обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

 — по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

 — совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Задание 4, Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...

Тема «Деревья. Кустарники. Ягоды. грибы»  

Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка, осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить; дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы

Родителям рекомендуется:— во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;

— научить различать их;

 — показать плоды этих деревьев;

— обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

 — найти в природе листья деревьев разного цвета;

— научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.

Задание 2. Родителям рекомендуется:

 — пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы;

 — рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки;

 — рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);

 — вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

Задание 3. Отгадать загадку (выучить по выбору).

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)

Тема «Хлеб»  

Лексический материал: батон, буханка, бублик, кекс, булка. мякиш, корочка; зерно, колосья; торт, пирожное, калач, печенье, плюшка, ватрушка, сухарь  мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, выросла,

Родителям рекомендуется:

— рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

— объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;

 — вместе с ребенком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

— купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

 — рассмотреть пшеничное зерно, муку;

 — поговорить с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Задание 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина. А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна. Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле. Кто ее посеял? — Колхозники.

Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)

                         

Тема «Перелетные птицы»

Лексический материал: утки, гуси, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Задание 1.

Родителям рекомендуется:

— познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;

 — рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;

 — объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;

— обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.

Задание 2.

«Чей? Чья? Чьё?»:

- шея лебедя – чья шея? (лебединая шея)

- ноги журавля – чьи ноги? (журавлиные ноги)

- клюв утки – чей клюв? (утиный клюв)

- крыло гуся – чьё крыло? (гусиное крыло)

- песня соловья – чья песня? (соловьиная песня)

Задание 3.

«У кого кто?»

- У грача – … грачата.

- У скворца – … скворчата.

- У утки – … утята.

- У гуся – … гусята.

Задание 4.

«Четвёртый - лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, ворона

Задание 5.

Составь предложение из слов:
Скворец , тёплые края, прилетать.
Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные. Небо, летать, кричать, журавль, большой. 

                               Тема «Осенний лес. Осенние деревья»  

1. Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице.  Как они изменились осенью? Расскажите о строении деревьев. Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья, плоды). Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на улице и т.д.)

Деревья бывают с листьями (лиственные) и с иголками (хвойные) Лиственные: берёза, дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна.

 

2. Поиграйте в игру «Отгадай листочек»

Сорвите с разных деревьев по листочку, пусть дети

отгадают, какие это листья

Лист березы — березовый; дуба — дубовый;

тополя — тополиный; клена — кленовый; липы — липовый…

3. «Назови ласково»

Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,

лес — лесок,

иголка — иголочка.

4. Упражнение «Посчитай»

Одно дерево- два дерева- …пять деревьев

Одно высокое дерево- два высоких дерева-…пять высоких деревьев

Одна ветка — две ветки — …пять веток

Одна сосновая ветка — две сосновые ветки — …пять сосновых веток

    Один могучий дуб — два могучих дуба — …пять могучих дубов.

 

5. Проведите пальчиковую гимнастику с ребенком

Ветер  по  лесу  летал        Плавные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                       Загибаем пальцы на обеих руках

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

  Тема «Одежда и обувь»  

Лексический материал: виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и др.); куртка, плащ, сапоги, свитер, ботинки, кроссовки, кеды; надевать, завязывать, расстегивать, вешать, зашнуровывать. Завязывать, развязывать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой, резиновые, зимние, спортивные

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

 — объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

 — объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

 — спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;

 — совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

— закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 2. Назвать осеннюю одежду, обувь и головные уборы.

Задание 3. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Перчатки)

Задание 4. Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

                                       Тема «Профессии»  

Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик; градусник, ножницы, дизайнер, кассир, певец, милиционер; учить, лечить, играет, подстригает, пишет, считает, ; талантливый, веселый, умелый, приветливый, честный, внимательный.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

 — спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

 — рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;

 — если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.

Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .

Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр — кистью, землекоп — ..., дворник —

Задание. Дидактическая игра «Назови действия»: лопатой — копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — …, граблями — ..., кистями — ..., ножницами — ....

                              Тема «Домашние животные»  

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

 — обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

— прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

 — рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Му-му-му, молока кому? (Корова)

Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка«мяу» (кошка мяукает). Собака — .... Свинья — .... Лошадь — ... . Овца — ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы — ... ; котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .


                                  Тема: «Дикие животные»

Лексический материал: животные, их виды, части тела; детеныш, хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, норка, дупло; шкура, белый медведь, олень, морж, тюлень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, прыгать, спасаться, слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т. д.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов — зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки;

 — рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

 — в качестве экскурсии посетить зоопарк.

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)

Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)

Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)

Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий — ... .Серый, зубастый, страшный — ....

Хитрая, пушистая, рыжая — ....Маленький, длинноухий, пугливый — ....

Серый — ..., косолапый — ..., хитрая — ..., колючий — ... .

Задание 4. Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у медведя — медвежата, у волка — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) —

                                 Тема «Зимующие птицы»  

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

 — рассказать, где они живут и чем питаются;

 — обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

Хоть я не молоток — по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

                                 Тема «Народное творчество»  

Лексический материал: сказка, загадка, пословица, считалка, песенка, прибаутка, дразнилка, мирилка, потешка; добрый, злой, жадный, смелый, сильный, умный, хитрый, глупый, интересная, поучительная; сочинить, пересказать, научить, высмеять, победить, наградить.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

 — рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

 — цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

 — побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

Задание 2. Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).

Задание 3. Прочитать ребенку «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни — кавалеры наши.

Тема «Продукты питания»

Посетить магазин вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».

Разделить продукты: на мясные, хлебобулочные, кондитерские, молочные, рыбные, бакалейные (макароны, крупы, консервы, масло растительное и др)

Игра «Один – много»

Суп – супы – много супов.     

Котлета – котлеты – много котлет.

Сосиска – сосиски – много сосисок. 

Булочка – булочки – много булочек. 

Рыба – рыбы – много рыб.

Колбаса – колбасы – много колбас

 Игра «Скажи ласково»

Суп – супчик.  

Блин – блинчик.  

Котлета – котлетка.

Хлеб – хлебушек.  

Каша – кашка. 

Печенье – печеньице.

Сыр – сырок. 

Творог – творожок.

Игра «Какое это блюдо?»

Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, бобов, овощей)?

Какая каша из ... (пшена, геркулеса, манки ... )?

Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?

Какой сок из ... (моркови, груши, апельсина ... )?

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Суп, щи, сосиска, молоко, сыр – это мой суп и т.д.

Д/и «Сосчитай»( 1 – 5)

Один пирог, два пирога, три пирога, четыре пирога, пять пирогов.

( Конфета, сосиска, котлета, сухарь, баранка)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Зима»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/12/10/domashnyaya_logoteka._zima._zimnie_zabavy.docx_image2.jpg

Игровое упражнение: «Назови ласково»

Зима –зимушка

снег –снежок

санки- саночки

ёлка - ёлочка

снеговик - снеговичок

горка – горочка

подарок- подарочек

ледянка – ледяночка

шапка – шапочка

снежинка – снежиночка

холод – холодок

Игровое упражнение: « Один – много» (образование существительных множественного числа)

хоровод –хороводы

подарок - подарки

хоккеист –хоккеисты

снежок – снежки

праздник - праздники

лыжник – лыжники

горка - горки

клюшка - клюшки

ѐлка – ёлки.

Игровое упражнение: «Посчитай-ка»

один снежок, два ..., три..., четыре ..., пять ....

одна снежинка, две..., три...,четыре....пять..

один сугроб, два ..., три.., четыре..., пять...

одна горка, два ..., три.., четыре..., пять...

Игровое упражнение: «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья»  - закрепление навыка изменения глаголов по лицам и числам.

Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…

- Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы …

Я играю в снежки. – Они …

Я леплю снеговика. - Вы …

Игровое упражнение: «Исправь ошибку» -развитие словесно-логического мышления.

Взрослый произносит предложение. Ребёнок должен заметить ошибку.

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Новогодний праздник»

  1. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

шар – шары

праздник — …

елка — …

гирлянда — …

игрушка — …

хоровод — …

  1. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

шар – нет шара

праздник — …

елка — …

гирлянда — …

игрушка — …

хоровод — …

  1. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно мешок, два …, три…, четыре…, пять …

  1. Ответь на вопросы:

Игрушки для украшения елки – елочные игрушки.

Шары из стекла (какие? ) - …………………………

Флажки из бумаги (какие?) - ……………………….

Зайцы из пластмассы (какие?) - ……………………

Бусы разных цветов (какие?) - …………………….

  1. Закончи предложения, употребив слово в нужной форме:

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос – морковку нашему …………..

Мы показали соседям нашего ……………………

Мы играли со ………………………………

Мы рассказали о ……………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"

Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию задания, которые вы можете выполнить по лексической теме "Домашние животные"...