Консультация для родителей. «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
консультация

Чильдинова Анна Викторовна

По данным исследований у 70 - 80% дошкольников с нарушением зрения как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией нарушено восприятие цвета. Нарушение цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализаций и течения. Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательное восприятие. Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей.

«Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Человек воспринимает  окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

По данным исследований у 70 - 80% дошкольников с нарушением зрения как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией  нарушено восприятие цвета. Нарушение цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализаций и течения. Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательное восприятие. Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия  приводит к схематизму зрительных образов. В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенногог обследования объектов и наблюдательность, может способствовать определенной компенсации нарушений свойства восприятия предметности.    

При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти (поэтапное или симультанное - одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). Обедненное отражение цвета нарушает целостность восприятия, обусловливая неполное и неточное отображение в сознании внешнего мира. В ходе коррекционных занятий компенсация нарушений целостности восприятия осуществляется на основе развития ориентировочно-исследовательской деятельности детей в зрительной среде, максимального вовлечения в процесс восприятия: мнемических и мыслительных механизмов. Неумение интерпретировать увиденное, вследствие недостаточного предыдущего опыта, нарушает осмысленность восприятия, что в свою очередь ухудшает запоминание зрительного материала. Дошкольники со зрительной патологией в сравнении с нормально видящими сверстниками хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ориентируются на этот признак при узнавании предмета. У детей с нарушением зрения снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от изменения условий освещенности, расстояния от его глаз, что приводит к сужению зоны константного восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте; при уменьшении размера локализуемых объектов; увеличении множества, из которого производится выбор. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета и контрастности, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. 

При нормальном  зрении восприятие тесно связано с языком и речью в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. Зрительная депривация дошкольников затрудняет процесс восприятия окружающего мира, представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обедненности словаря, отражающего чувственный мир, развития словесной речи может создать систему вербальных образов, которые будут слабо связаны с сенсорными данными. В исследованиях И.В. Новичковой (1998 год) было показано, что трудности соотнесения  признака предмета со словом у детей с косоглазием и амблиопией дошкольного возраста обусловлены недостаточностью их знаний о признаках реальных объектов и явлений, обедненностью словарного запаса. Уровень выделения общих признаков предметов и овладение обобщающими словами у детей с нарушением зрения в сравнении с нормой значительно снижен.  Процесс овладения обобщающими словами ограничен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а у большей части детей с косоглазием и амблиопией не сформирован. Дети мало используют, или вообще не используют в речи такие понятия как «цвет», «оттенок», словосочетания: «.цвет предмета», «предметы по цвету различаются (сходны)», «темный (светлый) оттенок цвета». Крайне необходимы систематические и длительные коррекционные занятия для преодоления разрыва между зрительным образом и словом, а также вербализма представлений у детей с зрительной патологией.    

На основании выше изложенного очевидно,что развитие цветовосприятия  предполагает также формирование  и совершенствование всех компонентов  других психических функций, которые  неразрывно связаны с его динамическим процессом. Различные проявления в нарушении цветового зрения у слабовидящих и у дошкольников с косоглазием и амблиопией предполагают учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветовоспрития.  

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета -красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще».Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. на этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. 

Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается реб...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Формирование цветовосприятия и цветоразличияу детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку н...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень важное значени...