Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 1–3 лет»
статья (младшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Родители малышей должны четко представлять ответ на вопрос «Что такое сенсорное развитие?». Ведь ранний возраст (период от 1 года до 3 лет) является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша. Итак, сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение

действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа.

Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Сенсорное развитие детей 1-3 лет (консультация для родителей)

Родители малышей должны четко представлять ответ на вопрос «Что такое сенсорное развитие?». Ведь ранний возраст (период от 1 года до 3 лет) является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша. Итак, сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение

действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа.

Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.

Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? 

Прежде всего, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для этого нужно предлагать для игры разнообразные развивающие игрушки и игры, позволять малышу использовать для игры самые разные предметы и материалы, разрешать ребенку экспериментировать с ними, а также специально организовывать развивающие ситуации.

Кроме этого, надо обучать малыша целенаправленным действиям с предметами — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Виды сенсорных ощущений.

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными.

Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:

зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;

осязательные ощущения — ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Предлагая ребенку разнообразные сенсорные игры, внимательно

наблюдайте за тем, как развиваются умения ребенка, как изменяются способы его действий с предметами. В случае необходимости, помогите малышу открыть для себя новый, более эффективный способ действия с предметом. Однако делайте это незаметно и ненавязчиво, не нарушая общего хода развития исследовательской деятельности малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так в...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Игры для сенсорного развития детей".

Сенсорное развитие детей 3-4 лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольств...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета....