Родительское собрание "Особенности физиологического и психологического развития детей 4-5 лет"
классный час (средняя группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Знакомство с развитием детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

                ПОДГОТОВИЛА:

                ВОСПИТАТЕЛЬ

                КОЛУМБАЕВА Э.А.

                ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

                 14 СЕНТЯБРЯ, 2021 

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК, 2021

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет

Средняя прибавка в росте составляет 5-7см. в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3 см, девочек: 99,7см. Вес в среднем 15,9-17,5 кг.

Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим не рекомендуется давать физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем – мелкие. Не рекомендуются в этом возрасте длительные занятия с карандашом, у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечнососудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности движений.

Также в этом возрасте происходит активное развитие органов чувств.

Нервная система в этом периоде жизни еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте трудно просто объяснить детям, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять в нормативных поступках.

Особенности развития ребенка 4-5 лет

Этот период жизни можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Ребенок активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и, в первую очередь, со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики окружающих.

Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.

Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав, за что именно его хвалят. Замечания приводят к повышенной обидчивости.

Необходимо отметить, что этот возраст характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок меньше нуждается в опеке, учится управлять своим поведением.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать вину ему еще трудно.

В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Поэтому в семье должны предъявляться единые требования к ребенку. Жалость в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоции – чуткость, доброта, чувство дружбы  и, постепенно, чувство долга.

К 4 годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть, в этот период идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка, необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться к собственным умственным поискам ребенка и их результатам.

На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и, порой, приходить к неправильным выводам. Взрослым нужно проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка, и, уважая их, корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда им не виденные (о машинах, животных, странах и т.д.)  

В этот период дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

Дети могут спокойно заниматься в течение 20 минут.

Появляется произвольность в поведении. Дети могут запоминать задание, выполнять его. Возрастает объем памяти. Ребенок может запомнить и назвать 7-8 предметов из 10, воспринимать простые схематические изображения, анализировать, сравнивать схемы, предметы.

Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об  «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны развиваться, но находятся в дефицитной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.

У детей 4-5 лет также возрастает потребность в движении. Необходимо чередовать активные виды деятельности со спокойными.

На данном этапе жизни происходит формирование всех отделов головного мозга, отвечающих за восприятие мира. Поэтому необходимо развивать сенсорно-моторную основу интеллекта: как можно больше впечатлений для  различных органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Обратить внимание на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речевых процессов, успешному обучению в школе.

Ведущая (главная) потребность – познавательная активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – развитие наглядно-образного мышления (замещение предметов образами, схемами, эталонами).

Общение ребенка 4-5 лет

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых. Общение со сверстниками занимает все больше место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Возникает сюжетно-ролевая игра, где детей интересуют взаимоотношения людей.  В данной игре ребенок усваивает человеческие взаимоотношения, нравственные нормы. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения состоят из 2-5 человек и становятся более или менее устойчивыми. Дети начинают доводить дело дошкольное образование конца. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность.

Наступает период «почемучек». Ребенок задает массу вопросов. Дети, не получающие от взрослых ответы на вопросы, начинают проявлять замкнутость, негативизм, упрямство, непослушание. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения познавательный. Взрослый для ребенка 4-5 лет – основной  и непререкаемый источник знаний.

Речь

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь, относящуюся к происходящей в данный момент ситуации. А при общении с взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, а произошедшей в прошлом или будущем).

Словарный запас составляет 1500-2000 слов.

При описании предметов определения становятся развернутыми: используются 2-3 признака и признаки с элементами сравнения.

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения. Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста, в среднем 25 слов.

Дети  умеют пересказывать небольшие сказки, запоминают стихи, подбирают близкие по звучанию слова.

К пятилетнему возрасту ребенок должен:

  • Быть знаком с понятием «здоровый образ жизни»
  • Проявлять интерес к различным видам деятельности, к исследовательской деятельности, экспериментированию, познавательной информации
  • Понимать эмоции, состояние, качества, характеристики героев, людей
  • Выполнять правила игры, подбирать материал к игре, действовать сообща, считаться с интересами другого человека
  • Делать попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять
  • Проявлять инициативу в оказании помощи
  • Использовать в речи вежливые слова, выражать просьбу, благодарить, не вмешиваться в разговор взрослых
  • Владеть навыками самообслуживания
  • Находить самостоятельно интересное для себя занятие
  • Знать имя, фамилию, возраст, имена  членов семьи, город, государственные праздники, адрес
  • Выполнять индивидуальные и коллективные поручения, ответственно относиться к порученному делу, стремиться выполнить его хорошо
  • Соблюдать правила гигиены, приема пищи
  • Соблюдать правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в природе
  • Знать правила дорожного движения
  • Сооружать постройки из5-6 деталей, знать их названия, преобразовывать их, сгибать лист бумаги пополам
  • Различать предметы по цвету, размеру, назначению
  • Отвечать на вопрос «сколько?». Расставлять цифры от 1 до 5, от 5 до1
  • Сравнивать количество двух групп предметов: 2<3 на 1, 3>2 на 1, уметь уравнивать две группы предметов двумя способами
  • Сравнивать два предмета по одному признаку: размеру, высоте, длине, ширине, толщине; по двум признакам одновременно
  • Раскладывать 5 предметов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака
  • Знать названия геометрических фигур, форм и их характерные отличия
  • Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху, внизу, спереди, сзади)
  • Определять времена года, части суток и их приметы
  • Понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра
  • Понимать и употреблять слова-антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологические и психологические особенности детей 3-4 года

Ваш ребенок может  любить делиться с другими своими игрушками и в то же время требовать того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как с взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте...

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

Основные особенности возраста 6-7 лет:  какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»

Публикуемый материал консультации  для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...

Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"

Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...