Журнал "Мультяшки" (выпуск 1)
материал

Бричкина Наталия Константиновна

журнал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_dlya_roditeley_osen.docx734.2 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка

воспитателя

                                                                                                                                                                                                 

                            Золотая осень

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени. Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?)

Ветер осенью (какой?)

Дождь осенью (какой?)

Листья осенью (какие?)

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?)

Осенью солнце (что делает?)

Осенью птицы (что делаю?)

Упражнение "Назови ласково"

Туча - тучка. Солнце -... Дождь -... Ветер -...

Упражнение "Ответь на вопросы" (образовании прилагательных от существительных)

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -...

Дождик, который идет осенью, какой?

Погода, когда часто идут дожди, какая?

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?

Погода, которая бывает осенью, какая?

Упражнение "Найди ошибки" (на развитие слухового внимания) Определи, чего не бывает осенью.

  • Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
  • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
  • Набухают почки, распускаются листья.
  • Люди собирают урожай овощей и фруктов.
  • Дикие животные не делают запасы корма.

Упражнение "Скажи наоборот"

Летом солнце яркое, а осенью ...

Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью ...

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Упражнение "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) -... Абрикос (какой?) -... и т.д.

Упражнение "Назови ласково"

Слива - сливка, абрикос - абрикосик и т.д.

Упражнение "Один-много"

Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д.

Упражнение «Назови сок, варенье

Сок из яблока - яблочный; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из вишни -....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лимон, вишня, банан, персик.

Малина, клубника, ананас, черника.

Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. Упражнение «Сравни»

Составить сложносочиненные предложения с союзом, а по образцу: Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое. Лимон желтый, а яблоко зеленое. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша ... И т.д.

Упражнение, "Какие будут фрукты?"

Если фрукты сварить, то они будут - вареные. Если фрукты заморозить, то они станут ... Если яблоки запечь, тогда они получатся ... Если груши посушить, тогда они станут ... И т.д.

Страница

Самоделкина

                                                                                                                 

Осенние поделки могут быть самыми разнообразными. Это – дары природы, животные (активные в этот период), цветы, предметы, которые Вы часто используете и конечно всё то, что вызывает у Вас ассоциации в осенний сезон.

Тыква

Тыква из втулок

Вам понадобится: втулки от туалетной бумаги либо бумажных полотенец, ножницы, шпагат либо верёвка, палка, клей пва, для декора – блёстки либо страницы книг.

  1. Нарежьте втулку на кружочки.
    Тыква из втулок мастер-класс
  2. Нанесите клей на одну деталь, посыпьте блёстками либо приклейте кусочек страницы и оставьте высыхать.
    Тыква из втулок мастер-класс
  3. Проделайте декорирование блёстками либо страницами книг с каждой деталью.
    тыква из втулок пошагово

  1. Соберите кружочки на шпагат, сформировав тыкву.
    тыква из втулок пошагово

  1. Приклейте палку в серединку тыквы.
    тыква из втулок пошагово

Тыква из втулок готова!

 Ёжик

Ёжик из книги

Вам понадобится: тонкая книга без обложки либо журнал, цветная бумага, ножницы, чёрный маркер, клей, помпон, декоративные глазки.

Мастер-класс

  1. Загните верхний и нижний угол первой страницы, как показано на фото. Повторите этот процесс со всеми страницами до середины книги.
    Ёжик из книги пошаговый мастер-класс
  2. Загните углы страниц, поменяв их направление на второй половине книге.
  3. Вырежьте 4 лапки из цветной бумаги и наметьте коготки двумя полосками, используя маркер.
    Ёжик из книги пошаговый мастер-класс
  4. Приклейте лапки по разным углам.
  5. Сделайте мордочку ёжику, приклеив глазки и носик-помпончик.

Ёжик из книги готов!

Радуга в облаках

Радуга в облаках

Вам понадобится: цветной картон, ножницы, клей-карандаш, вата, степлер.

Мастер-класс

  1. Нарежьте 7 полос бумаги разных цветов таким образом, чтобы каждая часть была короче предыдущей. Красная полоса должна быть самой большой, а фиолетовая – самой маленькой.
  2. Расположите полосы в такой последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
    Радуга в облаках мастер-класс
  3. Скрепите полосы бумаги между собой, используя степлер.
  4. Скрутите 6 ватных шариков.
  5. Приклейте по 3 ватных шарика у основания радуги в качестве облаков.

Радуга в облаках готова!

Страничка логопеда

                                                                                                                                                         

                                            ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много» 
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!

Страничка физкультурного работника

                               

           С приходом осени дети все больше времени проводят в помещенииПоэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

                                              «Найди пару»

    Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.        

 Атрибуты:   осенние листья разного размера, цвета и формы.

  Ход игры:   дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут  по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

 Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся  размером: большой и маленький ,или листья одного размера с одного дерева..)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней  цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

                                   «Не лезь, заяц, в огород!»

Ход игры:

Дед  сидит в «огороде» (центре круга на стуле), а вокруг него различные овощи на полу «растут». Дед сторожит огород со словами:

 «Сижу, сторожу, овощи уберегу, зайцев всех переловлю».

Дед закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая:

 Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони попробуй нас!

В конце пытаются “стянуть”  с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед  просыпается и пытается поймать воришек, также не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

                                        «Найди свой гриб»


В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов.  Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки. 
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются,  а  дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее

Игр, в которые можно играть на свежем воздухе огромное количество. Одни развивают силу, ловкость, смекалку, координацию движения, быструю реакцию. Другие активизируют логическое мышление, расширяют кругозор.

         Игра малой подвижности «Осенний хоровод»

Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит: «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.

Более активными являются такие игры как:

                                «Филин и птицы»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: дети выбирают себе имена тех птиц, голос которых они могут воспроизвести, например, ворон, уток, журавлей. В двух противоположных концах комнаты обозначаются места для гнезда «филина» и дома «птиц».

По считалке выбирается «филин». Он уходит в свое гнездо и сидит там.

В это время дети бегают по центру комнаты, изображая выбранных ими птиц с помощью движений и звуков.

Ведущий кричит: «Филин!» Все дети-«птицы» стараются быстрее занять место в своем доме, а «филин» пытается поймать одну или несколько «птиц» и верно определить, что это за «птица».

Особые замечания: если «филин» угадывает, пойманный становится «филином», и игра продолжается.

                         «Раз-два-три! Этот лист бери! »

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.

Ход игры:

Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку  (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками,  на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери! » игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: брать можно только опавшие листья.

Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:

- Раз-два-три! Красный лист бери!

- Раз-два-три! Кленовый лист!

- Раз-два-три! Два листа бери!

- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

- Раз-два-три! Ничего не бери!

                              «Осенний урожай»

Предварительно перед игрой детей можно научить плести венки из листьев.

Ход игры:

 Выбирается Осень, на голову которой одевается венок. Остальные дети стоят в кругу, взявшись за руки и закрыв глаза. Осень идёт по кругу за спинами участников под произносимую хором считалку:

Осень, осень,

В гости просим.

Заходи в наш огород,

Приноси нам вкусный плод!

На последнем слове Осень касается ближайшего игрока рукой и убегает от него по кругу. Осень должна занять место игрока, а игрок становится «Осенью».

Подвижные осенние  можно превратить в соревнования. 

Можно разделить группу детей на две команды и провести эстафету. Например, ее участникам нужно будет «собрать урожай». Для этого нужно будет положить в одну емкость фрукты (настоящие или муляжи), а по ее краям поставить корзины. С каждой команды по очереди дети должны будут бежать за фруктами, возвращаться и передавать их следующему бегуну, а тот должен будет положить фрукт в корзину, взять с емкости другой и бежать обратно. На игру дается определенное время, за которое они должны как можно больше собрать фруктов в корзину. Эстафету можно усложнить, например, на пути к корзинам нарисовать на полу осенние листья, чтобы дети бежали, наступая только на них.  (Овощи и фрукты)

                          «Соревнования на осеннем лугу»

Ход игры:

Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети  попеременно становятся лисичками, кузнечиками,  лошадками,  раками, лягушками и т. д.  В соответствии с ролью дети  должны добежать до финиша легким бегом, как лисички;  допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики;  добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки;  идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.

Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш! » и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка! », «На старт - внимание - молоко убежало! », «На старт – внимание – мартышка! » и т. д.

Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.

Игры, как мы видим, решают очень много задач: и воспитательные, и образовательные, и очень важные оздоровительные задачи. Ведь как говорили древние мудрецы: «В движении - жизнь».

                                                                                     

Страничка музыкального работника

Песня "Наступила после лета осень"

Слова и музыка: О. Осиповой

  1. Наступила после лета

 Осень, осень.

 Мы ее о разных красках

 Спросим, спросим.

 Закружился в небе листопад,

 Снова листики с дерев летят.

 Расставаться с летом очень жаль,

 Улетают птицы вдаль.

 Припев:

 Осень, осень, раз, два, три,

 Ты нам краски подари.

 Краски радуги-дуги

 Яркие, цветные.

 Осень, осень, раз, два, три,

 Ты нам краски подари.

 Чтоб смогли раскрасить мы

 Листья и в лесу грибы.

 Чтоб смогли раскрасить мы

 Листья и в лесу грибы.

2.  С неба льется чаще, чаще

 Дождик, дождик.

 Мы раскроем поскорее

 Зонтик, зонтик.

 Плачут-плачут тучки

 Кап-кап-кап.

 Лица грустные у мам и пап.

 Лица грустные у детворы

 От осенней слякотной поры.

 Припев: Ля-ля-ля-ля...

 3. Наступила после лета

 Осень, осень.

 Мы ее о разных красках

 Спросим, спросим.

 Закружился в небе листопад,

 Снова листики с дерев летят.

 Расставаться с летом очень жаль,

 Улетают птицы вдаль. - 3 раза

Песня «ОСЕНЬ – НЕПОГОДУШКА»

Песня «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»

Слова: С. Насауленко,

Музыка: С. Насауленко

  1. Осень, осень наступила,

 Листья осыпаются.

 Солнца нет и потемнело,

 Дождик начинается.

 Припев:

 Кап-кап на дорожки,

 Кап-кап на ладошки.

 Дождик землю поливай,

 С нами поиграй.

  1.  Паучки, жучки и мошки

 Прячутся, скрываются,

 И в далекую дорогу

 Птички собираются.

 Припев.

 Кап-кап на дорожки,

 Кап-кап на ладошки.

 Дождик землю поливай,

 С нами поиграй.

Песня «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЕТ?»

Слова: Л. Некрасова,

Музыка: З. Левина

  1. Что нам осень принесет?

 Что нам осень принесет?

 - Яблоки румяные, сладкий мед,

 Яблоки румяные, сладкий мед.

  1.  Что нам осень принесет?

 Что нам осень принесет?

 - Разных овощей полный огород,

 Разных овощей полный огород!

  1.  Что нам осень принесет?

 Что нам осень принесет?

 - Золотого хлебушка на весь год,

 Золотого хлебушка на весь год!

Песня «ОСЕННИЕ ДНИ!»

Припев:

 Ша-ла осенние дни, ша-ла одиноки пусты,

 И вихрь встревоженных листьев в нас бросят

 Ша-ла осенние дни.

 Ша-ла осенние дни, ша-ла простятся они

 С последним закатом, что лето уносит,

 Ша-ла осенние дни.

 1.  Тёплые, тёплые ночи ранним рассветом уходят,

 С холодом ранних закатов осень приходит в город.

 Снятся осенней порою долгие, грустные сны,

 Кто-то прощается с нами, с кем-то прощаемся мы.

 Припев.

 2.  Дождь за окном торопливый тихую песню поёт,

 В шорохе листьев осенних имя услышу твоё.

 И никогда не вернутся долгие, грустные сны,

 Кто-то прощается с нами, с кем-то прощаемся мы.

 Припев.

Песня «ДОЖДИК»

Слова: Н.Соколова,

Музыка: М. Парцхаладзе

  1. Кап-кап, тук-тук-тук

 По стеклу раздался стук.

 Это дождик по утру

 Разбудил всю детвору.

  1.  Кап-кап, дон-дон-дон

 Капли начали трезвон.

 Если выйдите гулять

 Не забудьте зонтик взять.

  1.  Кап-кап, кап-кап-кап

 У дождя весёлый нрав.

 Завтра утром мы опять

 Под дождём пойдём гулять.

Песня «ОСЕННЯЯ»

Слова: Инги Лейме

Музыка: Виталия Алексеева

  1. Листья пожелтели

 Птицы улетели

 Осенью, осенью

 Осенью, осенью

  1. Лужи на дороге

 Холод на пороге

 Осенью, осенью

 Осенью, осенью

  1. Теплые сапожки

 Не промокнут ножки

 Осенью, осенью

 Осенью, осенью

  1.  Хмурая погода

 Грустная природа

 Осенью, осенью

 Осенью, осенью

Литературная страничка

Подборка стихотворений об осени для заучивания детьми.

Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И.П. Токмакова)

Нивы сжаты, рощи голы

С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

 

Осень

А. Пушкин

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Октябрьский рассвет

И. Бунин

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.

 

Первый снег

Я. Аким

Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре, —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

 

Славная осень

Н. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным.
Думаю думу свою…

 

Шумели листья, облетая

И. Бунин

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать —
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

 

Зарумянились клен и рябина

К. Романов

Зарумянились клен и рябина,
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина,
Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И, последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.

И, пока не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною.
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны!

 

Осень

3. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!

 

Осень на дворе

К. Бальмонт

Уж лето осыпается,
Уж осень на дворе.
Уж стаи птиц скликаются
За лесом на заре.
Наплакалась, намучалась
Осенняя пора.
И плакаться соскучилась,
Уходит со двора.
Настали дни холодные,
Повсюду снег и лед.
Пути застыли водные,
И лишь метель поет.
Сугробы треплет белые,
Как кровлей шелестит.
За сучья онемелые
Зацепится, свистит.
Кричит, как ведьма шалая,
И стонет тишина.
Моя избушка малая
В лесу одна, одна.

 

Из поэмы «Листопад»

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В саду и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…

 

Листопад

Е. Трутнева

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки-невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Все притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света —
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звезды с неба сыплются, летят…
Будто в темном, звездном небе тоже
Наступил осенний листопад.

 

Лист

Г. Битез

С ветром шептался он целыми днями
И содрогался. Ах, где ты, свобода!
Ах, если б птицей взлететь над ветвями
И утонуть в синеве небосвода!
Осень пришла. Ночью холод ужасен.
Ежится лист и, дрожа, увядает.
Ветер сорвал его. Падал, кружась, он,
Падая, думал, что он улетает.

 

                           

                           СЕНТЯБРЬ                          ОКТЯБРЬ                         НОЯБРЬ

   

  МУЛЬТЯШКИ

                                         

                                          Журнал для родителей

                                   МБДОУ «Детский сад № 235»

                                                                                                       Номер 1

                                                      Барнаул

                                                СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

  1.   Страничка медицинского работника

  1. Страничка воспитателя

  1. Страничка логопеда

  1. Страничка Самоделкина

  1. Страничка физкультурного работника

  1. Страничка музыкального работника

  1. Литературная страничка