консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Иванова Евгения Викторовна

Консультация для родителей "Народная игрушка, как средство всестороннего развития ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_6.odt30.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами. Именно в этом году приобщение детей к русской народной культуре сегодня -это актуальная тема. Людям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью чего-то общего.

Кто бы мог подумать, но именно народные игрушки прошли через сотни лет и до сих пор радуют нас своей самобытностью. Их создали для детей, но при этом сохраняя красоту и простоту исполнения, эти игрушки передавали социальные и культурные нити для каждого поколения.

Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась. Но даже в современном мире, при наличии новых инструментов, упрощающих их изготовление, мастера пользуются старыми технологиями, которые узнали от своих предков.

Ценность народной игрушки в воспитании и обучении детей огромна. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности.

В наше время на полках магазинов очень много разных красочных игрушек, от самых дешевых до дорогих. Дело не в качестве, дело в маркетинге. Вы еще не обратили внимание, что большинство игрушек завышены в цене? Почему, спросите Вы- всё очень просто, на нас и наших детях зарабатывают деньги. Дети поглощены не играми, а просмотром мультфильмов. Их память непроизвольна, они запоминают все, что увидели и услышали. Они перенимают речь, реплики, жесты героев. Игры детей –отражение увиденного, а на экранах теперь много жестокости. Да, дети сопереживают, проживают настоящие эмоции, но они не способны отделять эмоции просмотренного от жизни. И вот эти герои, становятся кумирами, которые стоят на полках магазина.

Вас должно волновать, а какой смысл несет игрушка? Когда вы зададите себе этот вопрос, вы поймете, что никакого. Именно поэтому через пару дней, новая игрушка валяется забытая, а ребенок уже ждет другую, с новым платьем или оружием.

Народные игрушки, наоборот, способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она прививает любовь к национальным и общечеловеческим сторонам жизни.

Любая игрушка, изготовленная своими руками или руками мастеров, служила семье не одно поколение и бережно передавалась любимым детям как сокровище. Они были носителями накопленных знаний, напевов, сказок, историй. Взять хотя бы матрёшку. Даже малышам она была чрезвычайно интересна, яркая, прочная, гремящая. Малыши, раскладывающие и складывающие фигурки, изучали в игре понятия размера, формы, цвета. Став старше, дети могли играть несколькими куклами в дружную семью, усваивая нормы межличностных отношений. Ну и, повзрослев, дети хранят матрешку, чтобы передать своим детям или просто для украшения дома.

Давно уже ни для кого не секрет, что игрушка становится средством, с помощью которого ребенок эмоционально изучает мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.

Эмоционально-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста:

Дети одного возраста, но в разных условиях, будут психологически развиваться по-разному. Чем благоприятнее условия развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

В период от трех до четырех лет, дошкольник по-прежнему зависит от взрослого. Эмоциональная связь ребенка и взрослого никуда не девается. Ребенок и взрослый все так же участвуют в жизни друг друга, но роли немного видоизменяются. У каждого члена семьи становится больше времени и физической независимости друг от друга.

Младший дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок усваивает нормы и стороны родного языка. В этом возрасте ребенок может изменять и комбинировать слова, говорить предложениями. У маленького человека в этот период формируются социальные потребности и желания. Происходит обогащение и упорядочивание чувственного опыта, развитие воображения, формирование воображения и памяти, появляется тяга к самостоятельности.

Основным видом деятельности ребенка в период младшего дошкольного возраста являетсяигра. В игре ребенок учится контактировать с другими детьми, анализировать, дружить, играть, работать, договариваться, отстаивать свою точку зрения. В игровой форме ребенок фантазирует и примеряет на себя роли, как актер театра Самые популярные роли тех людей, которых он встречает в повседневной жизни. Сначала это семья, потом и детский сад, магазин, общественный транспорт. Через игру обогащается словарный запас, у него формируется произношение, выравниваются звуки, устанавливается фонетико-фонетический ряд.

Внимание и память в младшем дошкольном возрасте непроизвольные. Дети запоминает много информации, но это происходит автоматически. Естественно, что быстрее и лучше ребенок запомнит наглядную информацию, а не слуховую. В речевом развитии как таковом для младшего дошкольника имеет значение речь, которая его окружает. То есть, что бы ребенок говорил, он должен слышать вокруг себя речь. И вот тут, снова телевидение не служит нам верой и правдой: ребенок слышит речь, но он не говорит. Отсюда так много проблем у ребят с речью.

Именно в эти годы у малышей формируются первичные представления о том, что их окружает. Они овладевают речью, способностью думать, у них появляются познавательный интерес, пытаются самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности, в игре. Все вышеперечисленное является одной из существенных особенностей, которая определяет характер используемых в работе с детьми раннего возраста методов и приемов.

Наша обязанность- научить детей СОЗДАВАТЬ. Не важно игрушка это, или картинка. Через творчество любой человек, независимо от возраста, сможет передать свои эмоции, знания, стремления к красоте и искусству в целом.

Самый простой способ- творите вместе с ребенком. Никто не ждет от Вас произведений искусства. Но стремление к прекрасному делает и нас прекрасными!

А что же с народной игрушкой, спросите Вы? Да все очень просто! Это самый простой в исполнении вид игрушек, но удивительно красивый, притягательный и сказочный.

Разновидности народной игрушки:

- Дымковские игрушки;

- Филимоновские игрушки;

- Каргопольские игрушки;

- Богородские игрушки;

- Гжельские игрушки;

- Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.

Знакомство с народной игрушкой:

Значение народного декоративно-прикладного искусства трудно переоценить. Прежде всего, это связано с тем, что детскому восприятию близка простота самого образа. Рассматривая игрушку, ребенок закрепляет в сознании знакомый образ, видя простые формы, может попытаться самостоятельно нарисовать или вылепить животных или человека.

А если визуальный образ сопровождается народными сказками, небылицами и потешками, то игрушка становится еще более родной. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.

Если Вы хотите воспитать разностороннюю личность, то необходимо:

Широко использовать фольклор (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.).

Познакомить ребенка с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т.п.

Познакомить с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении.

Познакомить детей с театром. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.

Познакомить с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Использовать в играх декоративно-прикладное искусство. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Создание мини-музея дома. Наверняка, если пособирать у бабушек игрушки и предметы посуды, у Вас дома соберется множество прекрасных предметов народного промысла.

Мы рекомендуем Вам:

Разбирание и собирание матрешек;

Посещение краеведческого музея, выставок народного быта;

Домашнее чтение по ознакомлению детей с устным народным творчеством (песни, потешки);

Испечь сладкое угощение вместе;

Познакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек (матрешек, неваляшек);

Организовать прогулки вместе с детьми в парк, при этом обращать внимания на старинные деревянные домики, скульптуры;

Слепить игрушки из пластилина, соленого теста или глины;

-Изготовить тряпичных кукол;

-Изготовить кукол и фигуры из соломы и подручного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...