Консультация для родителей : "Скороговорки-один из способов развития речи детей"
консультация

Кутузова Светлана Васильевна

"Скороговорки-один из способов развития речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechi_skorogovorki.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Скороговорки – один из способов 

развития речи детей»

     Правильная речь - важное умение. Современному человеку без этого навыка не обойтись. Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребенка правильно говорить. Хорошим подспорьем в этом станут скороговорки. 

    Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Их можно читать с самого раннего детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая». Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.

Что же такое скороговорка?

      Это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет. 

Когда уже можно начинать учить скороговорки?

    Да практически в любом возрасте, как только малыш научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться. Проговаривайте скороговорку нужно медленно и четко.

Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти. Не стоит заставлять ребенка повторять скороговорки. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс.

Как выучить скороговорку.

        1.Вначале произносите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо– правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

     2.После того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

    3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

    4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

    5. И только потом приступайте к тому, чтобы быстро правильно и без ошибок произносить всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее несколько раз.

Чем полезны скороговорки?

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно!

   

    Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.

Скороговорки для детей на букву «р»

1.Бородатый барабашка барабанит в барабан.

2.Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

3.Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

4.Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

5.Подорожник по дороге собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий подорожник подороже.

6.Собирала Маргарита маргаритки на горе, 

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

7.Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

8.Ехал Грека через реку, 

Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека – цап!

9.Три сороки-тараторки тараторили на горке.

10.На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

11.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок

12.Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Скороговорки с шипящими звуками

1.Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

2.У четырех черепашек четыре черепашонка.

3.Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

4.На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

5.Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

6.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

7.В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

8.Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

9.Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

1.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

2.Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

3.Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

4.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

5.Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

6.Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

7.Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

8.Говорит попугай попугаю

Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Скороговорки для отработки разных звуков

Для звука [б] : Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в] : Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д] : Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж] : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’] : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к] : Около кола колокола.

Для звука [г] : Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х] : Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л] : Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п] : Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

   Уважаемые родители чаще занимайтесь с ребенком самостоятельно. Это не займет у вас много времени, но при этом принесет много пользы. Ведь малышу очень нравится проводить время с родителями. Пусть совместные занятия принесут Вам не только пользу, но и удовольствие.

   Спасибо за внимание!


http://babyben.ru/images/babyben/2017/06/slozhnie-skorogovork.jpg

Консультацию подготовила: воспитатель Кутузова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников" Автор: воспитатель Филатова Н.Н....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей " Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Консультация для родителей«Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи дошкольников»Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но п...

Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют наразвитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключаютвнимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощу...