Консультация для родителей «Подготовка ребенка к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Рубаненко Александра Сергеевна

Цель: Дать представление родителям (законным представителям) о том, как подготовить ребёнка-дошкольника к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_gotovim_k_shkoledlya_roditeley.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Консультация для родителей

 

«Подготовка ребенка к обучению в школе»

                                                                         Подготовила: Рубаненко А.С.

г. Рубцовск, 2022 г.

Цель: Дать представление родителям (законным представителям) о том, как подготовить ребёнка-дошкольника к обучению в школе.

Специальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование системы знаний, умений и навыков в какой-то определенной области знаний, которые будут востребованы в начальной школе – в математике, чтении, письме.

Математика всегда была и остается для учеников трудным предметом. Но дошкольники не знают, что математика трудна. И не должны узнать об этом никогда! Задача родителей – дать ребенку почувствовать, что он справится, может усвоить не только частные понятия математики, но и общие закономерности, а главное – познать радость от преодоления трудностей. Изучение математики нужно сделать значимым, необходимым и полезным для ребенка, чтобы он мог оперировать знаниями в игровой, продуктивной и познавательной деятельности.  

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами. В содержании обучения должны преобладать логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

Освоение математического содержания направлено на развитие умений обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В ходе освоения ребенком чисел нужно способствовать осмыслению последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Для этого научите устанавливать количественные отношения в прямом и обратном порядке. Попросите ребенка назвать числа в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Дети легко усваивают числа первого десятка. При этом следует ориентироваться на развитие числовых представлений, а не на формальное усвоение чисел и простых действий с ними. Дети с легкостью и интересом усваивают графическое изображение числа при помощи цифр от 0 до 9, находят их на монетах, циферблате часов. Обратите внимание, соотносит ли ребенок цифру с количеством предметов.

Важно научить ребенка образовывать число больше или меньше заданного, доказывать равенство или неравенство групп предметов по числу, находить пропущенное число. Для упражнения в этом умении научите ребенка составлять и решать задачи в одно действие на сложение или вычитание, а также записывать ход решения задачи с помощью графических символов. Не сводите решение задач к тренировке вычислительных навыков. Не забывайте, гораздо важнее результата сам ход решения, рассуждения ребенка!

Обратите внимание, различает ли Ваш ребенок основные формы – круг, квадрат, треугольник, овал, четырехугольник, многоугольник, правильно ли он их называет? Научите различать и группировать фигуры по величине, цвету, воссоздавать по описанию. Поупражняйте его в преобразовании одних фигур в другие, используя различные палочки, шнуры и другой подручный материал. Желательно научить ребенка делить фигуры (круг, квадрат) на 2 или 4 равные части, работая в тетради.

В практической деятельности нужно научить ребенка измерению при помощи различных общепринятых или условных мерок. Рассмотрите с ребенком линейку, объясните, как она устроена. Предложите ребенку самостоятельно придумать, при помощи чего можно измерить разные предметы, обращая внимание на разные результаты при использовании разных мерок. Помните мультфильм про 38 попугаев? Там удав в попугаях был гораздо длиннее, чем в слонах.

Рекомендуется научить детей пользоваться простыми схемами, планами, составлять простые и сложные модели отношений, последовательностей действий, используя стрелки и другие указатели.

Готовим ребенка к чтению и письму

Наиболее благоприятным возрастом для обучения детей чтению считается 6 - 6,5 лет. Однако дети с более высоким уровнем умственного развития раньше проявляют устойчивый интерес к чтению, усваивают грамоту почти самостоятельно уже в 4-5 лет. Поэтому желательно создать условия, которые стимулируют обучение, это повлияет на правильное усвоение письменной речи.

Создайте благоприятную обстановку в семье 

  1. Читайте детям! Старайтесь, чтобы ребенок видел, как читаете Вы.  Если в семье взрослые и старшие братья и сестры любят читать, читают много и часто, это стимулирует интерес ребенка к чтению.
  2. В семейной библиотеке отведите место детским книгам, периодически пополняйте ее новинками. Для этого необязательно их покупать, для этого есть библиотеки, друзья и знакомые.
  3. Боритесь с соблазном заменить прочтение книги ребенку просмотром мультфильма по ее сюжету. Для понимания текста ребенку кроме слухового восприятия необходим интеллект, воображение. Читая книгу ребенку, Вы развиваете его познавательные процессы.
  4. Хвалите проявления интереса ребенка к книгам, печатному слову.
  5. Не пытайтесь насильно, без проявления интереса со стороны ребенка познакомить его с буквами. Тем более не заставляйте его! Основанием для начала обучения является наличие интереса у ребенка к обучению грамоте, позитивная мотивация.
  6. Пишите письма родным и привлекайте к этому детей! Ещё в дошкольном возрасте ребенок может осознать смысл письма как средства общения. Пусть ребенок подпишет открытку к празднику! Он видит, что взрослые пишут письма, и сам он тоже может написать «письмо» отцу или бабушке, что поможет ему понять важность овладения письмом и пробудит желание к такому овладению. Письмо не будет навязано ребёнку извне, а сопряжённые с овладением им трудности не будут иметь для него в дальнейшем негативной эмоциональной окраски.

Развивайте и совершенствуйте устную речь ребенка

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Дети с хорошо развитой устной речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

С началом обучения грамоте ребенок приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. У ребенка происходит формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее элементы и внешняя звуковая сторона.

На успешность овладения грамотой влияет уровень развития следующих умений:

1. Звукопроизношение. На седьмом году жизни ребёнок обязательно должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы – чётко и внятно, различной громкости, в зависимости от конкретной ситуации. Под силу будущему первокласснику: произвольно менять темп речи (медленнее или быстрее), владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

2. Фонематический слух (умение различать звуки на слух) и владение навыками звукового анализа слов. В 7 лет ребёнок должен владеть элементарными навыками: находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове, подбирать слова с заданным звуком, подбирать слова, отличающиеся только одним звуком (точка-почка-ночка-кочка-мочка-дочка).

Неправильное произношение звуков нарушает фонематическое восприятие, затрудняется развитие навыков звукового анализа, а это осложняет процесс усвоения грамоты. Иногда слова произносятся неразборчиво и невнятно. Ударения – ставится неправильно, используется неправильная интонация. Нередко эти затруднения могут затруднить овладение письмом. Если у Вашего ребенка наблюдаются такие затруднения, то для предупреждения возможных проблем необходимо своевременно обратиться к специалистам.

3. Словарный запас. Обращайте внимание на точность употребления ребенком слов по смыслу, обогащайте словарный запас путем подбора синонимов, антонимов, многозначных слов. Активизируйте в речи ребенка слова с обобщающим значением – мебель, транспорт, одежда, обувь, профессии и другие.

4. Сформированность грамматических систем. В старшем дошкольном возрасте при условии правильного речевого воспитания грамматические ошибки в употреблении слов практически не встречаются. Но следует обратить внимание детей на несклоняемые существительные – пальто, радио, кофе, какао и другие. В практике речевого общения в основном используются краткие синтаксические конструкции, поэтому особое внимание нужно уделить умению составлять предложения с определенным словом или группой слов, не только простые, но и сложноподчиненные и сложносочиненные. Например, составить предложение со словом грузовик, а затем со словами дядя, грузовик, дрова.

5. Владение связной речью. Подавляющее большинство учителей начальной школы отмечают, что гораздо важнее умения ребенка читать до школы является уровень развития его связной речи. Далеко не все дети могут самостоятельно логично и последовательно изложить свои мысли. Обратите внимание на формирование у ребенка практических навыков составления различных типов высказываний и значение речи для человека. Здесь необходимо обратить внимание на несколько моментов:

  • Обсудите с ребенком, для чего человеку речь, что такое устная и письменная речь. Обратите его внимание на то, что в беседе нужно уметь поддерживать разговор, внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы, а в рассказе четко следовать теме, соблюдая определенную последовательность.
  • Дайте представления о типах высказывания – описание, повествование, рассуждение. Выделите основные отличительные признаки, поупражняйте ребенка в составлении разных типов высказывания. Используйте для этого реальные предметы, картинки с их изображением, сюжетные картинки, составляйте рассказы по памяти («Моя любимая игрушка», «Наша дача», «Как мы ходили в цирк», «Как я провел лето» и т.п.), по воображению («Сказочные дворец для принцессы», «Что мы будем делать, если к нам в гости придет инопланетянин»). Рассказы типа рассуждение» могут начинаться «Почему …», «Зачем …». Например, «Зачем ежу иголки?», «Почему щенок виляет хвостом?».
  • Познакомьте ребенка с элементарной структурой текста – начало, середина, концовка. В качестве примеров вспомните сказки, как они обычно начинаются, как заканчиваются.
  1. Готовность руки к письму. Техника письма требует скоординированной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
  • Вырабатывайте у ребенка зрительно-двигательно-пространственную координацию, способность к произвольной регуляции движений. Для этого научите ребенка произвольно выполнять задания по словесной инструкции (графические диктанты), работать по наглядному образцу (нарисуй такой же), работать по правилу (самостоятельно уловить закономерность ряда изображенных предметов и продолжить ряд).
  • Развивайте моторику ребенка, восприятие, символическое мышление.
  • Приучите глаз и руку ребенка к письму элементов букв.

Основным средством подготовки руки к письму считается рисование. В процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребёнок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком лёгкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыкам плавного «хода» руки при выписывании непрерывных волнистых линий и пр. В продаже имеется достаточное количество пособий для развития руки, ее подготовки к письму.

Одновременно нужно привлечь внимание ребенка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).

Формируйте психологическую готовность к обучению грамоте

Важный аспект подготовки к обучению письменной речи составляет формирование осознания собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи. Эти качества обеспечивают не только речевую готовность, но и являются компонентами психологической готовности к обучению вообще. Поэтому необходимо:

  • Развивать культуру общения ребенка - умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
  • Знакомить ребенка с нормами и правилами речевого этикета и учить пользоваться ими в зависимости от ситуации.
  • Приучать ребенка сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче.
  • Учить произвольно и преднамеренно строить свои высказывания.
  • Обращать внимание на выбор наиболее подходящих языковых средств для выполнения вербальной задачи. Вместе размышлять о возможных вариантах ее решения.
  • Оценивать выполнение вербальной задачи и стимулировать оценку задания самим ребенком.

Ребенок должен хотеть познавать новое для себя и осознавать, для чего это нужно именно ему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе»

Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым детям подготовительн...

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе по ФЭМП»

В настоящее время в связи с совершенствованием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения, причем таких, которые способствовали выявлению потенциальных возможност...

Анкета для родителей «Подготовка ребенка к обучению в школе»

Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять....

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...

консультация для родителей "Подготовка ребёнка к обучению в школе"

Консультация повысит педагогическую компетенцию родителей по подготовке детей к школе...

Консультация для родителей «Подготовка ребенка к обучению в школе»

Материал познакомит родителей (законных представителей) воспитанников с важными аспектами подготовки к обучению в школе....