Речевое развитие детей в семье
консультация (средняя группа)

Чехомова Татьяна Анатольевна

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители), и педагоги в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому развитию, зависят успехи ребенка в усвоении языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_v_seme.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности.

Выступление педагога-психолога на тему

«Речевое развитие детей в семье».

Состав группы: дети с ТНР, ЗПР. Возраст: 4-5 лет.

Здравствуйте, уважаемые родители!

В этом учебном году ваши дети пришли в логопедическую группу.  В этой группе в воспитании и развитии детей большое внимание уделяется речевому развитию.  В формировании речи большую роль играет не только специально организованные занятия в детском саду, но и то, сколько внимания уделяют речевому общению в семье.   Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать вместе и ежедневно.

В дошкольном возрасте речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.  Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.

Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важное условие развития речи ребенка — это хорошие и доброжелательные отношения с ним.

Как разговаривать с ребенком'?

Стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается проговорить его сам.

Говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.

 Дополняйте сказанное ребенком, т.е. делайте его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами — достаточно того, что он вас слышит. Например, ребенок сказал: «Шарик». «Шарик красный» или «Шарик летит» — добавляете вы.

Озвучивайте действия ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю скажите при этом: «Ты выключаешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу слова, которые выражают его действия, его опыт.

Говорите и о тех действиях, которые совершаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас. Говорить при этом нужно короткими и простыми предложениями, медленно и отчетливо.

Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно. Если же вы будете поправлять грамматические ошибки или произношение, ребенок может просто замолчать, лишь бы не совершить ошибки.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Не упускайте возможность поиграть с ребенком дома. Например, шнуровка.  Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.

То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.

Другая игра для развития моторики и не только – это мозаика. С ее помощью можно учить цвета, фигуры, собирать сюжетные картинки.

Не забывайте о таких занятиях как лепка из пластилина, вырезание ножницами, собирание камушков, нанизывание бусинок, пуговиц на нитку, рисовании пальчиками. Очень полезно и эффективно будет заучивание с ребенком любой пальчиковой гимнастики в форме стиха, которые можно найти в интернете.

Для эффективной реализации программы по развитию речи в детском саду крайне необходимо активное участие родителей в образовательном процессе.  

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет

Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

Работа по взаимодействию с семьей как средство оптимизации познавательного и речевого развития детей.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и ко...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...