Консультация
консультация (средняя группа)

Беглова Юлия Рафиковна

Развитие ориентировки в пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _fevral.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ориентировки в пространстве в средней группе  средствами дидактических игр»

Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Это особый вид деятельности, который носит творческий характер. Наиболее широко используются в работе дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, проводимой в игровой форме, игровым действиям и правилам ребенок усваивает определенное познавательное содержание.

Игровой замысел и игровые задачи – характерны для дидактической игры. Центральным звеном дидактической игры являются правила. Выполнение игрового содержания обеспечивает реализация правил. Правила помогают осуществлять игровые действия и решить игровую задачу. Ребенок в игре учится непроизвольно.

Рассмотрим использование дидактических игр в работе с детьми четырех

  • пяти лет. К этому времени у детей уже начинает формироваться знание пространства - это является следствием отражения в речи пространственных терминов.

Дети осваивают такие понятия:

- овладение «схемы собственного тела» (развитие ориентировки на себе);

- способность мысленно переносить «схему собственного тела» на другие объекты, выделяя при этом различные их стороны;

- усвоение словесной «системы отсчета» по направлениям, т.е. умение их различать, обозначать и указывать.

В средней группе приступила к выполнению новой программной задачи

  • формирование у детей опыта действенной ориентировки в пространстве по основным пространственным направлениям.

        С этой целью можно провести  игру «Куда пойдешь, что найдешь?». В отсутствии детей прятала игрушки в разных местах комнаты. Расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры сказать, что сегодня мы будем искать игрушки.

«Направо пойдешь – Мишку найдешь Налево пойдешь – матрешку найдешь. Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

 Игровое действие в данной игре – поиск, спрятанной игрушки. Дальнейшее усложнение выражается в том, что ребенку предлагала

определить сразу несколько пространственных направлений.

        С этой целью можно использовать игры «Найди игрушку» или «Найди флажок». Ребенок должен повернуть направо, дойти до скамейки, дойти до поворота, найти тропинку, и там искать спрятанную игрушку.

Чтобы развивать у детей действенную ориентировку в окружающем пространстве актуальны малоподвижные дидактические игры: « Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Рекомендованы они и для детей среднего дошкольного возраста.

На следующем этапе работы можно предложить детям задания на ориентировку закрытыми глазами: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком».

Ориентировка в таких играх происходит на основе чувственного отражения пространства. Ребенок ориентируется на основе непосредственных раздражителей (звуковых, предметных). От него не требуется знание основных пространственных направлений. Дальнейшее усложнение в этих играх состоит в том, что детям предлагала двигаться по направлению к предмету с закрытыми глазами, следуя при этом указаниям педагога: «Сделай два шага назад, три шага влево, два вправо, теперь иди вперед …ищи». Количество предлагаемых детям заданий в начале ограничивается двумя - тремя.

Следующая игра «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь» Ребенку предлагается повернуться на 180*, пройти «по тротуару» до конца, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему «домику». Одновременно навстречу друг другу идут двое детей. При встрече на обратном пути они обмениваются флажками, возвращаются к своему стулу, передают флажок следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца «тротуара».

В игре «Яков, где ты?» одному из детей завязываются глаза. Это «жмурка». Он ловит другого ребенка, время от времени спрашивая его: «Яков, где ты?» - «Я здесь», - отвечает тот и убегает. «Жмурка» по голосу определяет местонахождение ребенка и старается поймать его.

Основная задача игр («Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком» и «Поймай звоночек») – формировать у детей быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал при ориентировке в пространстве.

Дальнейшая работа заключается в решении новой задачи - определением местоположения объектов, т.е. заданиями на ориентировку в пространстве «от себя» и от других предметов

        С этой целью можно использовать упражнения на определение ребенком пространственных соотношений в заданиях типа: «встань позади или впереди другого; встань так, чтобы стул был впереди (сзади, справа или слева) тебя». Упражнения проводятся в игровой форме, например, в форме игры «Угадай, что изменилось: Ира была впереди Оли, а теперь она стоит сзади; Коля стоял справа, а теперь он впереди меня» и т.п.

Изменение  характера, темпа и условия выполнения детьми подобных заданий является вариантом усложнения.

Так, в игре «Зайцы и волк» детям можно предложить по сигналу убегать «от волка» и прятаться за свои «домики». «Домиками» служат стулья или цветные полые кубы. Спрятавшимися от «волка» считались те «зайцы», у которых «домик» был расположен в соответствии с заданием воспитателя впереди, сзади, справа или слева от ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...