Как улучшить взаимодействие с ребенком с РАС
консультация

Боболович Ирина Александровна
Важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя). Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи. Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uluchshit_vzaimodeystvie_s_rebenkom_s_ras.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как улучшить взаимодействие с ребенком с РАС

Важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя). Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи. Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).

Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных аспектах. Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально.

Как общаться с ребенком с РАС:

  • Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»). Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово

«есть»).

  • Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»).
  • Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»). Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать.
  • Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию.
  • Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.
  • Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки.
  • Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал.
  • Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие.
  • Для людей с трудностями обучения и РАС важно, чтобы правила содержали то, что нужно делать, а не то, чего не стоит делать, например:
  1. говорить по очереди (вместо «не перебивать»);
  2. сидеть за партой (вместо «не бегать по классу»).
  • Запрет на определенное поведение (например, не кричать) не работает, если человек не понимает, что нужно делать вместо того, чтобы кричать.
  • Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как улучшить аппетит у ребенка.

Способы улучшение аппетита у детей....

«Как самостоятельно улучшить речь своего ребенка».

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша. Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша......

Как улучшить память забывчивого ребенка.

Консультация для родителей....

Как самостоятельно улучшить речь своего ребенка.

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь вашего малыша. Упражнения достаточно делать 5-10 минут в день ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уз...

«Можно ли улучшить память своему ребенку?».

советы и рекомендации по развитию памяти у ребенка...

"Семь способов улучшить отношения с ребенком"

quot;Семь способов улучшить отношения с ребенком"...

Консультация «Как улучшить память у ребенка?»

Консультация «Как улучшить память у ребенка?»...