Консультация для родителей Безопасность и социализация дошкольника в правовом поле воспитания.02.23
консультация (средняя группа)

Панковец Марина Александрорвна

Дети – будущее каждого государства, каждого народа. Завтрашний день общества зависит от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети – не будущие личности – они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью». 

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей, поэтому  наш детский сад имеет приоритетное направление по правовому воспитанию.  Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, больных детей, чьи права нарушаются. Растет наркомания, беспризорность, насилие. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_rod_po_provam_reb.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

Безопасность и социализация дошкольника в правовом поле воспитания.

Дети – будущее каждого государства, каждого народа. Завтрашний день общества зависит от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети – не будущие личности – они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью». 

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей, поэтому  наш детский сад имеет приоритетное направление по правовому воспитанию.  Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, больных детей, чьи права нарушаются. Растет наркомания, беспризорность, насилие. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка. 

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., является первым документом международного масштаба, в котором взрослых призывают к соблюдению и признанию прав детей путем законодательных и других мер. В Декларации провозглашаются права детей на имя, материальное обеспечение, гражданство, понимание, любовь, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. 

Еще одним важным правовым документом в нашей стране является Конвенция о правах ребенка. В ней впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

  Конвенция признает за каждым  ребенком, независимо от цвета кожи, расы, пола, религии, языка, политических или иных убеждений. Национального  этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание, развитие, активное участие в жизни общества. Этот документ связывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

    Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам, считая, что образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны. В которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам. 

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этих документов в свет, они пока еще мало знакомы не только родителям, но и педагогам. Необходимо рассказать взрослым о важности этих документов и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Понимая, что именно мы, воспитатели, вносим с первых лет жизни в сознании детей образ мира, сотрудничества, дружбы, терпимости и доброты; закладываем  фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего  и именно  нам, педагогам, надлежит быть наиболее грамотными  в этой области, и делиться с другими своими знаниями. И начинать уже надо с дошкольного возраста, так как дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых.

Именно поэтому мы вплотную занялись этой проблемой. Приоритетное направление в нашем детском саду «Защита прав и достоинств детей дошкольного возраста через координацию усилий семьи и ДОУ». И чем больше мы вникаем в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше убеждаемся, в том, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Новизной и значимостью работы, считаем, что усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе. 

  Одним из важных звеньев по правовому воспитанию дошкольников является взаимодействие педагога и родителей детей. Так  как значение семьи в формировании основ правового сознания и поведения ребенка трудно переоценить, ведь  родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.  Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Цель: Ознакомление родителей с конвенцией ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ. Формировать у родителей позицию гаранта прав маленького ребенка. Выявлять и корректировать нарушения прав детей в семье. Способствовать сплочению семейных уз.

Работа с родителями по правовому воспитанию должна проводиться в системе. Итогом работы с семьями воспитанников должен стать следующий результат: родители повысили уровень своей правовой культуры, в семьях появились традиции, дети и родители стали ближе друг к другу. Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной,  разработали  план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями. Для этого  использовали  разные формы  работы с родителями:  оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается», где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка; памятки  для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»,  «3 способа открыть ребенку свою любовь», памятка по составлению родословной.  Широко используются в работе   папки-передвижки на тему: «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний»,  родительские собрания  в форме диспута «Защитим наших детей от…»;   консультации «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». «Можно ли обойтись без наказания».

Наиболее  интересны такие  формы  работы с детьми, как Встреча у камина «Знаем ли мы права и обязанности детей» (с приглашением психолога);  выполнение домашних заданий,  таких как  участие в детско – родительских проектах:  «Что означает мое имя»,  «Я расскажу вам о своем народе»;  участие в  организации  выставок: «Семейных фотографий», «Как мы отдыхаем»;   проведение  совместных праздников: «Папа,  мама, я – спортивная семья»,  «Народов  Поволжья – дружная семья»; совместная продуктивная деятельность с детьми на тему «Если хочешь быть здоров». 

 

Выводы

В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых  и пр.).

Дети  научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать;

 дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее,  теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а так же позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

Консультация знакомит родителей, воспитателей с международными правовыми документами по охране прав и интересов детей....

Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»

Доклад«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»Енякина Маргарита Николаевна воспитательСтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учрежде...

Консультация для родителей на тему "Социализация дошкольников "

Консультация для родителей на тему "Социализация дошкольников" ...

Консультация для родителей "Безопасный интернет для дошкольников"

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, встречи с онла...

Консультация для родителей «Безопасный интернет для дошкольников».

Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине» :Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь акти...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ     "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ ДОШКОЛЬНИКА(6-7)"

О том как убберечь ребенка на льду,какие опастности его поджидают на льду...