Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
консультация (младшая группа)

Стефанишина Наталья Владимировна

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружающем нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sr.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружающем нас.

Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) подразумевает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

   Сенсорное развитие ребенка – один из способов знакомства и познания мира вокруг, в котором задействована работа всех чувств. Благодаря ощущениям наше представление о разных особенностях окружающей среды обширны, они формируют понятие полного образа предметов. Различить цвет, форму и размер помогает зрительное восприятие, за тактильные ощущения отвечает кожное восприятие (твердый, мягкий, шершавый, гладкий и т.д.).

 В истории дошкольной педагогике проблема сенсорного развития всегда занимала одно из главных мест. В жизни ребенка окружает многообразие красок, запахов, цветов, форм и других свойств объектов, но без правильного педагогического вмешательства взрослых это понимание будет поверхностным. Начиная с младшего дошкольного возраста восприятие, необходимо развивать и совершенствовать. Развитие сенсорных способностей дошкольников происходит в процессе освоения детьми разнообразных видов деятельности (трудовой, изобразительной, конструктивной). Благодаря сенсорному развитию у ребенка развивается восприятие и формируется представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – привычных образцов сторон предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Усвоение сенсорных эталонов — долгий и тяжелый процесс, дошкольного детства может не хватить. Понять сенсорный эталон — это не значит уметь правильно называть то или иное свойство объекта. Следует иметь определенные представления о типах каждого свойства и, главное, уметь пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это разумное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок с развитыми сенсорными способностями счастлив. Каждый день он делает открытия, совершает увлекательные путешествия в новый мир предметов. Необходимо дарить детям возможность восхищаться окружающим миром, узнавать его и с его помощью развивать свой ум и тело, именно это и происходит благодаря сенсорному развитию.

Используемая литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]2004. - № 13. – с.14.

2. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская; под ред. А. В. Запорожца. ‒ М.: Просвещение, 1967 ‒ 324 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. [Текст] Под ред. А. И. Пискунова. - М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и ...

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста», с целью повышения уровеня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации се...

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопро...