Консультация для родителей старших дошкольников «Игры для развития предметного словаря у детей»
консультация (старшая группа)

Сулимина Ольга Андреевна

В современном мире мы часто сталкиваемся с неправильной речью дошкольников. Многие дети часто не произносят звуки, как бы «глотают» их, что становится большой проблемой для самого ребёнка, так и для взрослого, которому сложно воспринять такую речь дошкольника. Многим родителям приходится прибегать к дополнительной помощи – логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для родителей старших дошкольников

«Игры для развития предметного словаря у детей»

Составила:

воспитатель первой квалификационной категории

 Сулимина Ольга Андреевна

2022 г.

В современном мире мы часто сталкиваемся с неправильной речью дошкольников. Многие дети часто не произносят звуки, как бы «глотают» их, что становится большой проблемой для самого ребёнка, так и для взрослого, которому сложно воспринять такую речь дошкольника. Многим родителям приходится прибегать к дополнительной помощи – логопеда.

Чтобы родителям было легче справиться, предлагаю несколько игр, которые можно использовать в домашних условиях по обогащению словаря ребёнка. Для начала вспомним части речи.

Существительные - предметы, их части, люди, животные, природные и другие явления.

Игра «Кто я, кто ты?»

Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье – муж или жена, своим родителям – дочь или сын, на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность), в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д. Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать понятия и родственные связи, многогранность человеческой деятельности. Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.

Игра «Части и целое»

Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул – сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава, манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д. Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы называете части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер...), карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются).

Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях. Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Времена года» и т.д.

Игра «Кому что нужно»

Эта игра не только развивает словарь дошкольника, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый может перечислять виды корма, а ребёнок называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо…), а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).

Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт». Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.

Игра «Составь слово»

(словообразование)

Предложите ребёнку из двух слов составить одно: Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).

Игра «Слова – родственники»

Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом».

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил …ДОМ.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …ДОМИК.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил …ДОМИШКО.

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …ДОМИЩЕ.

Был он стар и был он сед

И большой был …ДОМОСЕД.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …ДОМОВОЙ.

Он калину, зверобой –

Всё из леса нёс …ДОМОЙ.

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …ДОМА,

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …ДОМ.

Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода» …

Игра: «Собери семью»

Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов.

Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок». Конь – лошадь – жеребёнок. Кабан – свинья - поросёнок. Пёс – собака - щенок. Петух – курица - цыплёнок. Лось – лосиха – лосёнок… Волк – волчица – волчонок.

Игра «Большой – маленький»

Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток. Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно-ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса. Например, -ик-: рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик… или с суффиксом -чик-:

Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…

Дошкольники наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.

«Мебель»

Если ты захочешь спать, дома ждет тебя … (кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьём за обеденным … (столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

Лёша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зёрнышки и …(крошки).

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.

Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.

Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ

И поём мы хором …ЛЕСЕНКУ.

На пляже тёпленький …ЛЕСОК.

Вдали – берёзовый …ПЕСОК.

Далеко идти мне …ПЕНЬ,

Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.

Собирают сено …ПИЛАМИ.

А деревья пилят …ВИЛАМИ.

Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК

Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.

Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!

Смотри, летает …ПАПОЧКА.

Полил я куст водой из …ПОЧКИ,

Чтоб раньше распустились … БОЧКИ.

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).

Всей семьёй идут гулять ночью вдоль дорожек

ёж – отец, ежиха – мать и ребёнок …(ёжик).

С неба падают зимою и кружатся над землёю мягкие пушинки, белые …(снежинки).

Улитка ползёт по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он … (жираф).

Когда ребёнок будет хорошо справляться с подобными заданиями, то вы можете ему предложить составлять рассказы с введёнными в речь словами.

«Рассказы – шутки»

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, а затем придумать свою историю.

  1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своём троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

2. «Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили. Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Консультация для родителей старших дошкольников «Игра - не просто развлечение»

Игра не просто развлечение для детей, игра — неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в ней отражаются важные моменты развития детской психики....

Консультация для родителей и воспитателей "ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ" 4.04.2021

Консультация для родителей и воспитателей "Игры для развития словаря" 4 .04.21 г...

Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»

Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...

Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»

Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...