Советы родителям для будущего первоклассника Подготовила : Подопригорова Н.В – воспитатель МКДОУ « Детский сад « Василёк»
статья (подготовительная группа)

Подопригорова Надежда Владимировна

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.   Что такое адаптация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_dlya_budushchego_pervoklassnika.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям для будущего первоклассника

Подготовила : Подопригорова Н.В – воспитатель МКДОУ « Детский сад « Василёк»

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.   Что такое адаптация.

 

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

 Часто родители преуменьшают важность и сложность процесса адаптации, думая: «Мой ребёнок уже умеет читать и писать, значит, всё остальное ему дастся легко». Но это не так.

Существует два основных компонента адаптации:

  • Физиологический — когда ребёнок привыкает к новому режиму, нагрузкам, ритму происходящего вокруг. Чтобы пройти этот этап, требуется примерно от двух до шести недель.
  • Психологический — когда ребёнок знакомится и находит контакт с учителями, налаживает отношения с одноклассниками, привыкает к новым условиям и требованиям. На это требуется от одной до трёх недель.

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.

— В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.


Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем-то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Социально-психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально-психологическом уровне:

  • дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
  • учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
  • учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
  • учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»).

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Очень важно в период адаптации интересоваться не только учебными делами ребёнка, но и тем, как складываются его отношения с окружающей средой. Комфортно ли ему физически (нормальная ли температура в классе, не душно)? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Хорошие ли отношения с соседом по парте? Все эти нюансы могут вызывать дополнительный стресс: ребёнок сам может его не осознавать, но обязательно расскажет, если вы спросите.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для мам будущих первоклассников

Приближается тот день, когда Ваш ребенок впервые переступит порог школы. Это радостное и одновременно тревожное событие для любой мамы. Ребенок тоже очень волнуется. Советов и рекомендаций Вы наверняк...

Советы родителям " Для будущих первоклассников"

На что обратить внимание родителей в развитии речи дошкольника при подготовке детей в школу!...

Советы родителям " Для будущих первоклассников"

На что обратить внимание родителей в развитии речи дошкольника при подготовке детей в школу!...

Советы родителям для будущего первоклассника

Скоро  ваш ребенок пойдет в школу. У вас появится много вопросов о том, как сохранить зрение ребенка в дальнейшем, какие факторы помогают в его восстановлении....

Семинар для воспитателей «Привитие дошкольникам навыки поисковой и исследовательской деятельности» Подготовила:Валиджанова А.Ш.- воспитатель МКДОУ№ 4

Тема:  «Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка.»           «Начало познаний… всегда вытекает из ощ...

Советы психолога. Портрет будущего первоклассника.

Психолог - родителям. Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе...