Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Ушакова Ирина Петровна

Воспитатель МДОАУ «Детский сад №170»

Актуальность данной темы заключается в том, что сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.

Цель работы — привлечь внимание родителей к необходимости экономического воспитания детей; помочь детям дошкольного возраста войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

В последние десятилетия XX века в отечественной дошкольной педагогике вопросы экономического воспитания дошкольников привлекают внимание многих исследователей и практических работников, но несмотря на это, проблема экономического воспитания нуждается в основательном изучении, особенно воспитание нравственно-экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.

Впервые экономическое воспитание дошкольном периоде включил в программу материнской школы Ян Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: должны знать свою одежду для  будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза маленькие вещи, чтобы не остались  слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

В последние годы взаимосвязь экономического образования и нравственного воспитания становится очевидной. Нередко возникают такие жизненные ситуации, когда у взрослых есть реальные объективные возможности объяснить ребёнку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счёт другого, воровство и т. п.). Приходится сталкиваться и с моментами, когда дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски и др.). Дети бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Взрослые в таких случаях должны объяснить детям, почему следует уважать труд взрослых и то, что они делают для благосостояния семьи, людей, общества, всей страны; раскрыть доступно, понятно взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Безусловно, в этот период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создаёт для формирования у ребёнка отношения к экономическим ценностям.

Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребёнок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие. От того, какое настроение в семье у родителей (оптимизм, вера в то, что всё можно решить, умение объяснить, внушить ребёнку, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи. Детский сад — ситуация условная. Дети не чувствуют и не знают материальных забот. В повседневной жизни им всё дано для счастливого детства. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги, но это ситуации «как будто».

Однако детский сад не менее важная ситуация, чем семья. Дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, учатся в своих играх выполнять роли членов семьи, педагог беспристрастно и объективно оценивает поступки детей, объясняет, порицает и др. Зная реальную жизнь каждого ребёнка в семье, педагог помогает детям понять, почему в каждой семье есть свои возможности и у каждой свой материальный достаток.

Лучшим способом формирования экономического воспитания служат игры. Их можно подразделить на сюжетно-ролевые, развивающие, ситуативные, а также игры-стратегии.

В сюжетно - ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и реализации готовой продукции, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, приближенные к реальности и обстоятельствам, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. В данном пособии структура сюжетов игр представлена в виде ролевых кустов, которые состоят из основных и дополнительных ролей, относятся к той же смысловой сфере и могут меняться в течение игры, что позволяет сделать игру ребенка богаче и интереснее.

Развивающие и ситуативные игры предоставляют воспитателю уникальную возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их ценностных приоритетов, личностными проявлениями в непростых, приближенных к реальным ситуациям. Воспитатель может оценить способность каждого ребенка к конструктивным решениям, самостоятельного выбора.

Особое значение отводится играм - стратегиям – это сложная многоплановая деятельность, предполагает не только осознание игрового замысла, сюжетной линии, но и последовательность совокупных действий всех участников игры.

Задачами воспитателей и родителей является научить детей:

 — понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности и др.

Таким образом, в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической дошкольного возраста вырабатываются элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...