КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ старшей группы «Готовим руку к письму»
консультация (старшая группа)

Войчик Алена Анатольевна

            КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   старшей группы   «Готовим руку к письму»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

старшей группы

«Готовим руку к письму»

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вам помогут  тесты А. Р. Лурия и А. П. Чуприкова

1. Поза Наполеона. Переплетение рук на груди. Кисть ведущей руки лежит на плече, другой – заложена под мышку.

2. Сцепление пальцев рук. При сцеплении пальцев в замок перед собой сверху лежит большой палец ведущей руки.

3. Аплодирование. Ведущая кисть более активна.

Если ребенок показывает в тестах устойчиво одинаковые по левой и правой руке результаты, то, скорее всего, он одновременно и правша, и левша. Или амбидекстр – человек, у которого нет определенной ведущей руки.

Как правильно держать ручку?

Ручка удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом подогнуты к ладони. Левая рука лежит на странице, придерживает ее. Необходимо уделить внимание правильному положению тетради при письме. Тетрадь должна располагаться относительно края стола под углом 650, нижний левый край должен находиться на середине груди ребенка. По мере заполнения тетради она передвигается вверх. Умение правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь – залог четкого и красивого почерка. Прежде чем приступить к письму элементов букв, необходимо познакомить ребенка с тетрадью, с ее разлиновкой, с требованием о содержании тетради в чистоте и порядке.

Упражнения, способствующие подготовке руки ребенка к письму

Рисование. Раскрашивание.

  • обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Лепка

  •   картины из пластилина; 
  •   объемные изделия;
  •   дощечки, покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, пуговицы.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

Графические упражнения 

Способствуют подготовке руки к письму, развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями.

Необходимо учить ребенка стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

  •   дорисуй картинку по клеткам;
  •   продолжи узор;
  •    штриховка 

Правила штриховки:

  •   штриховать только в заданном направлении;
  •   не выходить за контуры фигуры;
  • соблюдать параллельность линий;
  • не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Графический диктант. 

Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. 

Работа с ножницами.

  •   силуэтное вырезывание;
  •   симметричное вырезывание;
  •   вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов;
  •   вырезание снежинок.

Складывание бумаги. Оригами.

Упражнения по складыванию бумаги, делению листа, плетению, изготовлению простых фигурок из бумаги (оригами) тренируют мышцы кисти.

При рисовании

Локоть и кисть правой руки находятся на весу.

Кисть руки повернута боком или книзу. Положение свободное.

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

Бумага лежит прямо, ровно от края стола. Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

Более широкий размах руки в сочетании

с ограниченными движениями.

При ПИСЬМЕ

Локоть и кисть правой руки лежит на столе.

Кисть руки повернута книзу с опорой на мизинец.

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратного движения почти нет.

Движения руки строго ограничены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"

Как с помощью развития мелкой моторики рук повысить уровень речевого развития? В консультации предложены приёмы работы и упражнения  по развитию мелкой моторики рук....

Консультация для родителей подготовительной группы: «Готовим руку дошкольника к письму»

Консультация содержит упражнения для подготовки дошкольника к письму....

Консультация для родителей на тему: «Готовим руку к письму вместе с мамой»

Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму....

Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"

Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраст...

Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"

Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особ...

Консультация для родителей подготовительной группы " Готовим руку к письму"

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению....

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовим руку дошкольника к письму».

Дошкольный возраст – наилучшее время для развития способностей человека, когда формирование личности происходит наиболее быстро....