"Готовность ребёнка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Готовность ребенка к школьному обучению»

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения, знания ребенка в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенокпри поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе

- запас определенных знаний и представлений;

- ориентировка в окружающем пространстве (знать, как пройти в школу и обратно);

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний;

- развитие памяти, речи, мышления должны соответствовать возрасту.

Личностная и социальная готовность

- коммуникабельность (умение общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации понимать и признавать авторитет взрослых);

- толерантность адекватная реакция на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие – ребенок понимает что хорошо, а что – плохо;

-ребенок принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты.

Эмоционально-волевая. готовность

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «», «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Дерево - высокое, а куст…» и т. п.

• Находить лишнее слово.

• Определять последовательность событий, (что сначала, а что – потом).

• Находить несоответствия в рисунках, картинках-небылицах.

• Складывать разрезные картинки самостоятельно.

• Сложить из бумаги с помощью взрослого простые фигуры.

Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть, регулировать их нажим в процессе письма и рисования.

• Раскрашивать и штриховать фигуры, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по разнообразным линиям на бумаге.

• Выполнять аппликации из различного материала.

Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, используя существительные глаголы и прилагательные.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картине, серии картинок, по плану.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать буквы и звуки, определять мягкость согласных звуков.

Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, перелетных и домашних птиц, деревья, грибы, цветы, насекомые, овощи, фрукты.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свою фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе, на переменах между уроками?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

• Назови одним словом

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова.

• Назови три предмета

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые относятся к этому понятию.

• Графический диктант

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры (одна клетка вверх, две клетки вправо и т. д., а он будет рисовать клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого.

• Задание на внимание

Ребенку предлагают нарисовать десять геометрических фигур и закрасить вторую, седьмую и девятую фигуры (любые другие по порядку) .

• Что изменилось?

Перед ребенком выкладывают 7 картинок, он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет две и более картинки местами или убирает одну из них. Ребенка просят открыть глаза и определить что изменилось.

• Волшебный мешочек

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь.

• Штриховка

Взрослый предлагает ребенку заштриховать фигуру линиями в заданном направлении (горизонтально, вертикально или по-диагонали).

• Последовательность событий

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

Пожелания родителям

1. Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.

2. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

3. Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

4. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

5. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

7. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Консультация для родителей "Подготовка к школе. Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер    Готовн...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....