Консультация «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Белова Галина Васильевна
Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Кардинально меняется вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получения знаний, а не игра, как раньше. Готовность к школьному обучению – довольно ёмкое понятие. Это физическая готовность, умственная (интеллектуальная) готовность, речевая готовность, мотивационная, эмоционально-волевая и готовность к общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Кардинально меняется вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получения знаний, а не игра, как раньше. Готовность к школьному обучению – довольно ёмкое понятие. Это  физическая готовность, умственная (интеллектуальная) готовность, речевая готовность, мотивационная, эмоционально-волевая и готовность к общению.

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов – Речевая готовность ребёнка к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения

К моменту поступления в школу ребёнок должен:

  • Правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов) ;
  • Иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);
  • Уметь пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно –ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т.д.) ;
  • Грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т.д. (сформированность грамматического строя речи)
  • Правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (сформированность  связной речи);
  • Находить слова с определённым звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).

Наличие у первоклассников отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создаёт серьёзные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению, ведёт к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы детей с речевым недоразвитием полны разнообразных специфических (орфографических и синтаксических) ошибок. Поэтому чем раньше будет начата логопедическая коррекция с ребёнком, тем лучше будет её результат. У многих детей в наше время страдают все компоненты языковой  системы (отмечается несформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка).

Исходя из имеющихся отклонений в речевом развитии детей, мы определили основные направления работы по их преодолению.

Важным условием для развития речи является повседневное общение ребёнка со взрослым и специальная работа педагогов и родителей в этом направлении. Разберём отдельные моменты.

   Развитие мелкой моторики

Учёные, которые изучают деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки для формирования речевых областей головного мозга, не случайно руку называют «вторым органом речи». Следовательно, необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений кистей и пальцев рук.       Развитие речевой моторики.

Для чёткой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – губы, язык, мягкое нёбо.

С этой целью проводится артикуляционная гимнастика. Важно не их количество, важны правильный подбор  упражнений и качество выполнения. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется индивидуально.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действий. Поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания

У детей часто отмечается нарушение физиологического и речевого дыхания, которые выражаются в недостаточном объёме дыхания, укорочении речевого выдоха. Наиболее правильным, целесообразным и удобным для речи типом физиологического дыхания является диафрагмальное дыхание (умение дышать «животом»).

 Формирование правильного звукопроизношения

Многие родители не слышат дефектного произношения ребёнком некоторых звуков. Поэтому состояние звукопроизношения, а также постановка и начальный этап автоматизации звуков должны осуществляться специалистом (учителем-логопедом). Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения только занятий с логопедом недостаточно, здесь необходима помощь родителей в автоматизации уже поставленных звуков  (т.е. доведении  приобретённого ребёнком навыка до автоматизма). Процесс автоматизации звука осуществляется  поэтапно.

Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребёнка, исправлять его ошибки, добиваясь правильного произношения автоматизируемых звуков.

 Развитие фонематического слуха и восприятия.

Фонематический слух представляет собой сложную психическую деятельность по восприятию и различению звуков речи. Это основа правильного звукопроизношения, профилактика  нарушений письменной речи в школьном обучении. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при  выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

консультация«Речевая готовность ребёнка к школе»

как подготовить речь ребенка к школе...