Рекомендации для родителей "Ум на кончиках пальцев"
методическая разработка (младшая группа)

Исакова Лариса Валерьевна

               Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы вязаны между собой? Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
               Руки и пальцы - это еще и замечательная игрушка. Комплексы пальчиковых упражнений, позволяют детям дошкольного возраста отдохнуть во время выполнения трудоемких заданий с детском саду или дома.
               Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка, пробуждающий воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_um_na_konchikah_paltsev.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

"Ум на кончиках пальцев"

Подготовила:

воспитатель Исакова Лариса Валерьевна


              Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
             Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.
             Самые движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека.                                   Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
             Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
             Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев, - утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Не верите? Тогда-немного науки.
              Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы вязаны между собой? Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
              Руки и пальцы - это еще и замечательная игрушка. Комплексы пальчиковых упражнений, позволяют детям дошкольного возраста отдохнуть во время выполнения трудоемких заданий с детском саду или дома.
              Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка, пробуждающий воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.
              Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением играют все дети. Имеющиеся в продаже наборы «Театра пальчиков» (есть два варианта) — это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки.
             Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
             Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости.
Левшей называют амбидекстрами, т. е. имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой.
Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. полагал, что левши (именно благодаря наличию речевых областей и в правом, и в левом полушариях) имеют перед правшами преимущество в интеллектуальном развитии: он, в частности, указывал, что среди выдающихся людей было много левшей (сам тоже был левша).
Учитывая все это, более правильным у всех детей стараться развивать обе руки — это только полезно.
             Если ребенок леворукий, то не следует ставить задачу переделать его в правшу (вы помните, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи?), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Подбирая игры и занятия, можно добиться усиления функции отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий.
Итак, если даже речь у вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего несколько минут вашего времени, которые окупятся стократно.
            Еще один эффективный способ развить речь и моторику рук ребенка-конструирование. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше техникой письма.
Детей, увлекающихся конструирование, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
           Так же можно применять занятия с предметами и материалами. Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, обычно используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и прочее. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию мелкой моторики "Ум на кончиках пальцев"

"Ум на кончиках пальцев" Рекомендации по развитию мелкой моторики (памятка родителям)...

Рекомендация для родителей «Ум на кончиках пальцев. Роль игрушки в жизни ребенка»

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содер...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...