Консультации для родителей
консультация

Консультации для родителей  

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

"Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

            

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка невозможно без тактильно – двигательного восприятия, с помощью которого складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

         Так что же такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать?

Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимые составляющие многих предметных действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определяющих существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей

- речи

- движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма

Исследования отечественных ученых – физиологов подтверждали связь развития рук с развитием мозга. Учеными Андреевской Т.Н., Кольцовой М.М, Ткаченко Т.А. было доказано, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать, писать и выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независящими от взрослых, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей младшего  дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе, что прописано в  целевых ориентирах  реализуемой программы детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы.

А как вы думаете, с какого возраста развивается мелкая моторика?

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предметы, после проявляет навыки перекладывания из рук в руки, а к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку, ложку.

Между тем, к двум  годам активно формируется речь дошкольников. Поэтому необходимо активно развивать мелкую моторику пальцев рук именно в младшем дошкольном возрасте.

         Существуют много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковый театр – это дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребят с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление, внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности, артистические умения.

Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки шнуровки; способствуют развитию речи; развивают творческие способности;

Игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал.

Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). И рисуем все, что захочется. Лучшей доски для рисования и не придумаешь.

Ищем секретик. Берем таз, высыпаем туда крупную крупу. Прячем различные предметы. Предложите ребенку отыскать их.

Сортируем, перекладываем, собираем. Небольшое количество разных круп перемешать в тарелочке. Предложить ребенку разделить их, каждую по своей тарелке.

 Пересыпаем крупу. Пересыпать крупу при помощи стакана, ложки, совочка из одной емкости в другую.

 Бусы для куклы. Нанизывать различные макароны на нитку, образуя бусы.

 Аппликация и рисование с помощью различных круп. Рекомендации: в качестве основы необходимо выбирать плотный материал; при выполнении работ продвигайтесь сверху вниз; не жалейте клея. \

Пластилиновые фантазии.

Иргы с прищепками. Цель – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Необходимо понимать, что это сложное для ребенка задание.

Упражнения с бусинами. Нанизывать можно все, что угодно: бусины, пуговицы, кружочки, квадратики.

Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, водой, пальчиковые игры, игры из бросового материала.

Расскраски для детей, лепка, аппликация.

Игры с конструктором, мозаикой.

Таким образом, систематическая, целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.



Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития

детей дошкольного возраста

Среди методик раннего развития детей весомое место занимает формирование сенсорной культуры. Это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств — зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус.

Зачем нужно сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование правильного восприятия внешних свойств различных предметов:

  • формы;
  • цвета;
  • размеров;
  • запаха;
  • положения в пространстве;
  • вкуса.

Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков:

  • познавательная активность;
  • мышление;
  • коммуникация;
  • эмоциональный интеллект;
  • воображение;
  • память и концентрация внимания.

В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. К примеру, чтобы сложить пирамидку, нужно понимать разницу в размерах сегментов, а чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и перспективное сочетание деталей.

В каком возрасте начинать

Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью.

Однако развивать сенсорное восприятие можно и раньше — существуют методики раннего развития детей от 1 года и даже раньше.

Игры для развития способностей

Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:

  1. Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
  2. Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
  3. Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.

Нормы сенсорного развития ребенка

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:

✓ 6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь.

✓ 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам.

✓ 4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов.

✓ 5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие.

Существует 4 системы чувственного восприятия.

Рассмотрим каждую из них:

1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.

Как развивать:

  • давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
  • одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
  • делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
  • рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
  • развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).

2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.

Как развивать:

  • много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
  • окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого); давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;
  • учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
  • тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.

3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.

Как развивать:

  • побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
  • пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
  • вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
  • объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
  • соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
  • давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.

4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.

Как развивать:

  • говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
  • читать сказки, имитируя говор персонажей;
  • включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная; петь колыбельные;
  • во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
  • познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
  • продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
  • учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.

Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих трудах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...