консультации для родителей
консультация

Сербаева Анна Витальевна

по речевому развитию, готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rodit.docx172.51 КБ
Microsoft Office document icon kons_dlya_rodit1.doc33 КБ
Файл konsultatsiya.docx239.6 КБ

Предварительный просмотр:

http://3.bp.blogspot.com/-IuVUF5a9q74/UhS5d3mRwhI/AAAAAAAAABY/MvWWW_CuUdo/s1600/Semiya.jpgЧто могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; 

- не ругать ребенка за неправильную речь;        

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

http://ds14ishim.ru/sites/default/files/news/2014/12-2014/61975779.jpgВо-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях. 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие ДОУ и семьи

 в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

Важно развивать все стороны речи:

- Фонетическую (правильное произношение);

- Грамматическую;

- Связную речь

Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.

  1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

  1. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»

  1. Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.

Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»

Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).

  1. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.

Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!



Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе?

      Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, как их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проведите небольшую беседу, в которую включите приведенные ниже задания: беседа по вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета, проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.

      Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

      Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению. 

Беседа по вопросам

      В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работают твои родители?
  6. У тебя есть сестра, брат?
  7. Как зовут твоих друзей?
  8. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  9. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  10. Назови дни недели, времена года.
  11. Какое сейчас время года?
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. В какое время года на деревьях появляются листья?
  14. Каких домашних животных ты знаешь?
  15. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  16. Ты хочешь учиться в школе?
  17. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  18. Зачем надо учиться?
  19. Какие профессии ты знаешь?
  20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
     Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

Собирание разрезных картинок

      Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности

Упрощенный вариант

Разрезная картинка 1

Разрезная картинка 2

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Рисунок из геометрических фигур

      Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

      Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1. 

Сюжетная картинка

Сюжетная картинка

Сюжетная картинка

Пример 2.

Сюжетная картинка

Сюжетная картинка

Сюжетная картинка

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Понимание грамматической конструкции

     Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

            Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

  • Что здесь лишнее?
  • Почему?
  • Как, одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

Карточка № 2

Игра «Что лишнее?»

Игра «Что лишнее?»

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Проверка мелкой моторики рук

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу. 

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.

Воробей и ласточки.

        Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

- Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...