30 игр и заданий на развитие мышления
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна
Данная статья содержит в себе картотеку игровых заданий на развитие мышления,которые можно выполнять как в детском саду так и дома с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игровых заданий.30.3 КБ

Предварительный просмотр:

30 игр и заданий на развитие мышления

(консультация для родителей, педагогов)

1.

Описываем различные свойства предметов

Описать любой предмет или игрушку. Вопросы: Какого цвета. Из чего сделан предмет? Для чего предназначен предмет? И т.д. Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. Например: «Яблоко». Какое оно? В каких сказках речь идёт о яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт о яблоке или яблоках.

2.

Продолжаем знакомство со свойствами предметов

прячем игрушку. Описываем её ребёнку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребёнок должен назвать , что это за предмет.

3.

«Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать – дети разводят руки в сторону, если нет – поднимают руки.

4.

«Съедобное - несъедобное»

Если взрослый называет съедобные продукты, то ребёнок поднимает ложку (картинку с изображением ложки), если несъедобные – то малыш закрывает рот руками.

5.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт».

«Спереди – пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, а на спинке – щетинка».

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать».

6.

Знакомство со способами применения или использования предметов

Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета. Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы её использования7» (варианты задания: книга, тетрадь, банка, ведро, лопата, табуретка).  

7.

Ищем одинаковые свойства предметов

Задания: В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

8.

Ищем различные свойства предметов

необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

9.

Сравнение предметов

1) Сравнивать предметы между собой, искать сходства и различия.

Материал: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) четырёх цветов и двух размеров.

-подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

-подобрать фигуры, отличающиеся двумя признаками;

-подобрать фигуры, отличающиеся тремя признаками (подобрать самые непохожие).

2) Сравнение слов.

Для сравнения предлагаем пары слов: муха и бабочка, дом и избушка, стол и стулья, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3) Сравнение предметов.

Игра «На кого похож?» (вербально). На какого животного похож кролик? (на зайца). В чём их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чём их сходство и различие?

По каким признакам можно отличить оленя от других животных и т.п.

10.

Классификация

1) Разложить предметные картинки по группам.

2) Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живёт в воде, кто живёт в лесу, кто живёт рядом с человеком.

3) Из набора карточек выбрать то,

-что можно есть;

-что сделано человеком;

-те, на которых изображено 3 (5, 7) предметов и т.п.

4) Сложить в одну коробку все шишки, а в другую – все ракушки.

5) Положи в одну коробку маленькие ракушки ( пуговицы), а в другую – большие.

6) Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую – короткие.

7) Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8) Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу красные, в другую – зеленые и т.д. (аналогично ленты)

11.

Классификация по признакам

Те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

a) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбираться и т.д.

12.

«Игра»

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать: металлические предметы, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие, прямоугольные и т.д.

13.

Дома работа по классификации

Разобрать покупки (рассортировать); что нужно положить в холодильник?; что нужно положить в морозилку?; что положить на полочку в ванной?; куда положить стиральный порошок?; куда крупу?

Стирка: рассортировать белье на белое и цветное.

14.

«Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в ….воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15.

«Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина).

16.

«Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки (разные игрушки) соответствующего цвета.

17.

«Большой – маленький»

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18.

«Форма»

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19.

Обобщение - исключение

Поиск лишней картинки. Последовательность работы:

- «Третий лишний» (с картинками);

- «Четвёртый лишний» (с картинками);

- «Третий лишний» (на словесном материале);

- «Четвёртый лишний» (на словесном материале).

Вопрос: «Почему лишняя? Как можно, одним словом назвать оставшиеся предметы?»

Наборы слов:

- стол, стул, чайник, кровать;   - лошадь, собака, щука, кошка;   - земляника, ель, берёза, дуб;

- огурец, помидор, заяц, репа;   - блокнот, тетрадь, газета, портфель;    - помидор, арбуз, яблоко, мяч.

20.

 «Нужно – не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет», и т.д.

21.

«Овощи – фрукты»

Раздаются картинки с овощами и фруктами.

По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22.

«Назови, одним словом»

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет. Как их можно назвать одним словом:

- суп, каша, гуляш, кисель;

- лошадь, корова, овца, свинья;        

- курица, гусь, утка, индейка;

- капуста, картофель, лук, свёкла.

23.

 «Живое – неживое»

Ведущий называет «живое» - все хлопают в ладоши, «неживое» - топают ногами. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие-домашние животные и т.д.).

24.

        «        Отвечай, одним словом»

Тополь, берёза, клён – это …(деревья). Окунь, карась, щука – это…(рыбы) и т.п.

25.

«Назови три предмета»

1.Ведущий называет одно слово, например: «мебель», а тот кому он бросает мяч, называет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, кресло..).

2.Наоборот: ведущий говорит три слова, а тот, кому он бросает мяч, говорит, как эти слова можно объединить одним словом (смородина, клубника, малина – ягоды).

26.

«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка – «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд». Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои, и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепится на ходу. Наши вагончики  тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку, потому что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепим тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

27.

        «Назови слова» (развитие гибкости мышления)

1. Назови слова, обозначающие деревья.

2. Зверей. 3. Домашних животных. 4. Наземный транспорт. 5. Воздушный транспорт. 6. Водный транспорт. 7. Фрукты. 8. Назови слова, относящиеся к спорту.        

28.

        Затруднённые ситуации (принятие решения и планирование)

1.Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2.В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3.Света пошла гулять, и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.

Сериация

1) Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех? (Вася).

2) Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого самые светлые волосы? (У Коли).

3) Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4) Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый весёлый? (Галя).

Если этот тип задач вызывает затруднение, то даём более простые задачи:

1)Миша сильнее. Чем Коля. Кто слабее?

2)Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3)Костя выше Саши. Кто ниже?

4) Петя темнее, чем Нина. Кто светлее? И т.п.

30.

Понятийное мышление

«Закончи предложение»

1) Лимоны кислые, а сахар…

2) Собака лает, а кошка…

3) Ночью темно, а днем …

4) Трава зелёная, а небо …

5) Зимой холодно, а летом…

6) Ты ешь ртом, а слушаешь…

7) Утром мы завтракаем, а днем …

8) Птица летает, а змея …

9) Лодка плывет, а машина…

10) Певец поет, а строитель…

Автор: Анна Никонова

Из материалов  сетевого издания для педагогов и учащихся

образовательных учреждений «Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий на развитие мышления

Картотека заданий на развитие мышления...

34 ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

задания на развитие мышления...

задание на развитие мышления

картинки с заданиями на развитие логического мышления...

Задания на развития мышления

Задания на развития мышления...

"Задания на развитие мышления"

Презентация подготовлена для детей 4-5 лет по лего-конструированию для развития мышления....

Задания на развитие мышления и внимания для детей 2-3 лет

Простые и интересные занятия на развитие логики, внимания, мышления для ребенка 2-3 лет. Раннее развитие мозговой активности — залог дальнейших успехов в учебе!:)...

Задания по развитию мышления

Мышление-это психический процесс. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развив...