Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам».

Цель-результат: объяснить важность семейного чтения и педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Краткое содержание консультации.

Никогда не наказывайте ребенка за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать нелюбовь к книге. Читайте сами. Дети должны видеть родителей с книгой.

Первые книги должны быть красочно оформленными. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций: тогда их смысл будет понятен уже после беглого просмотра и желание читать пропадет. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, которые максимально реалистично изображают животных, людей, предметный мир. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневно общаться с книгой. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка. Не допускайте переутомления ребенка. Читать следует не дольше 15–20 минут, потому что затем внимание рассеивается.

Рекомендации:

✔ Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

✔ Как можно чаще показывайте иллюстрации к тексту: это повышает интерес.

✔ Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают ребенка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.

✔ Обсуждайте прочитанную книгу с ребенком.

✔ Ребенок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

✔ Проводите чтения-беседы «Вопрос – ответ»; вместе (хором) рассказывайте сказки.

✔ Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно то отвечает, то задает вопросы.

✔ Чтобы дети не только накапливали сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, следует сразу же после чтения рассматривать каждую прочитанную книгу по правилам:

сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст, но не показывает картинки;

они вместе рассматривают обложку, затем медленно перелистывают страницы;

 обдумывают, что изображено на обложке, разграничивают иллюстрации и надписи;

читают надписи сверху вниз, выделяют среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

 соотносят фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, заглавие книги – с рисунком на обложке.

✔ Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

✔ Если вы читаете ребенку книгу, постарайтесь прерывать чтение на самом увлекательном эпизоде, чтобы малыш домысливал продолжение.

✔ Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно искажайте его, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

✔ Рекомендуйте ребенку книги из своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями
от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Почитайте ваши любимые книги вместе. Воспитывайте бережное отношение к книге.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Развивайте речь ребенка».

Цель-результат: помочь родителям осознать важную роль речи в развитии ребенка.

Краткое содержание консультации.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности сво-
его произношения. Но у них еще сохраняются и прежние способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков; дети перестают узнавать неверно сказанные слова, слышат и говорят правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно расширяется словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 10 лет) говорят правильно, но у 15–20 % встречается нечистая речь. Речевые недостатки детей этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих ш, ж, ч, а также ф и л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. У детей 6–7 лет наблюдаются неправильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент – закладываются у человека в детстве. Немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который
не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники
не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Ребенок же, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям; в концертах, на детских утренниках такие дети не участвуют. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным другим детям. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. У него сформируется замкнутость, он не будет уверен в своих силах и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в нездоровой речевой среде. Существует большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда кто-то из членов семьи имеет дефекты произношения.

Почему же некоторые дети 5–6 лет испытывают трудности в звукопроизношении? Как должна вестись работа с ними, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести, а также хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Дети с ослабленным слухом часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении. Для того чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть достаточно развит речевой аппарат. Поэтому так необходимо заниматься с ребенком дома. Это закрепит результаты работы логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.

Литература.Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема «Будущие ученики: от игры к учебе. Кризис 7 лет».

Цель-результат: помочь родителям осознать особенности кризиса 7 лет; способствовать овладению родителями способами управления кризисными проявлениями
у детей; расширить знания родителей в области психологии детей старшего дошкольного возраста.

Краткое содержание консультации.

Недавно наши дети были наивны, как открытая книга. Теперь даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их малыш. У него появляется своя внутренняя жизнь, и он не собирается пускать в нее взрослых.

1. Ваш ребенок потерял детскую непосредственность и импульсивность. Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но импульс «хочу» у него сильнее, чем мысль: «А что подумают обо мне другие?»
и «К чему это приведет?». В возрасте 6–7 лет он научился думать о том, «что будет, если...», и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) последствия своих поступков.

2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому.

3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. Поэтому ведет себя
не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости
от результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Отдельный случай вызывает в памяти другой, похожий на этот. И из этой «суммы» делаются выводы: «какой я» и «как ко мне относятся», что напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и тому делу, которым он занимается. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и искать что-то новое, более комфортное для себя.

4. Взгляд на мир, окружающий ребенка, становится более реалистичным. И хотя мир вымысла и фантазии богат и малыш по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Теперь он будет стремиться занять новое, «более взрослое», положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, другим людям, миру в целом.

Литература:  Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон. – М. : Дрофа, 2006.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ И ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК:
ОДОБРЕНИЕ И ПОДБАДРИВАНИЕ

Уважаемые папы и мамы! Вы заметили, что ваш ребенок стеснительный или замкнутый? Эта черта характера может сохраняться у человека в течение всей жизни, люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех. Чем раньше родители  обратят на это внимание, чем раньше они будут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет уверенным в себе взрослым человеком.

Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

✔ Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, востребованным, уважаемым.

✔ Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже робким.

✔ Как можно чаще проговаривайте ребенку его положительные, сильные черты, чтобы у него сформировался положительный образ себя.

✔ Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление делать, решать что-то самостоятельно.

✔ Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

✔ Не давите на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

✔ Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда контакт установится, удалитесь.

✔ Обязательно научите ребенка нужным словам: как предложить другому ребенку играть вместе.

✔ Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

✔ Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении; скажите, что другим тоже хочется побыть в одиночестве.

✔ Не ждите быстрых перемен.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧТО СТОИТ ЗА ПЛОХИМ ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА?

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребление своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их устранению.

2. Создать дома или в группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважения.

Как быть?

✔ У любого плохого поведения есть причина, хотя иногда ее трудно обнаружить.

✔ Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, чего он хочет (игрушка, внимание).

✔ Плохое поведение может быть «нормой» – типичной домашней обстановкой.

✔ Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного их выражения.

✔ Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием или самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

✔ Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу
и правоту.

✔ Ребенок не знает другого способа получить то, чего он хочет.

✔ Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

✔ Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Им важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

✔ Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует мотивировать на успех, а не ловить
на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

✔ Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

✔ Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию, приводит к ситуации соперничества между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ

Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок скоро станет первоклассником. Что необходимо знать вашему малышу, чтобы чувствовать себя комфортно в школе?

Важен не объем знаний, а качество.

✔ Нужно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики рук.

✔ Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать, рисовать, лепить, фантазировать.

✔ Чем больше ребенок причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, новой жизни, тем легче ему будет в нее включиться.

✔ Уже сейчас старайтесь плавно соотносить режим дня вашего малыша с режимом дня школьника.

✔ Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, краткими, доброжелательными, спокойными.

✔ Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе!

✔ Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенка. 

Подготовка к чтению:

✔ 6–7-летний ребенок должен знать все печатные буквы алфавита; многие могут слитно читать слоги, а некоторые и целые тексты.

✔ Несмотря на разную подготовку, все дети очень быстро устают от процесса чтения. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребенок «погримасничает» перед зеркалом, четко и громко, раздельно и плавно произнося звуки. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

✔ ребенок должен брать ручку правильно. Раскраски замените обведением по трафарету
и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая,
то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см – основной принцип нашего письменного алфавита.

Подготовка к грамматике:

✔ в слове ребенок может легко выделить заданный звук, назвать все звуки по порядку; в тексте – назвать количество предложений. Отвечает на вопросы «кто?», «что?» и сам их задает. То есть
6–7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умения наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Подготовка к математике:

✔ успешность в этом предмете зависит от освоения умения ориентироваться в трехмерном пространстве. Научите ребенка свободно пользоваться понятиями: вверх-вниз; вправо-влево; прямо, по кругу, наискосок; больше-меньше; старше-моложе; горизонтально-вертикально и т. д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счетом в пределах 10.

Запомните!

✔ При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понима-
ющим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

✔ Постарайтесь не сравнивать достижения ребенка ни со своими достижениями, ни с достижениями его старшего брата или одноклассников.

✔ Ваши любовь и терпение помогут уверенному продвижению в учебе вашего малыша.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БУДУЩИЕ УЧЕНИКИ!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Через год ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед вами встают вопросы: «Как подготовить ребенка к школе? На что нужно обратить внимание, чтобы переход из детского сада в школу был менее болезненным?» Некоторые под готовностью к школе понимают только умения ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая,
и нравственная, и психологическая, и мыслительная способность к обучению.

Физическая готовность:

✔ обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

✔ умение строить отношения с учителем;

✔ умение общаться со сверстниками;

✔ вежливость, сдержанность, послушание;

✔ отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей, принуждать ребенка работать «на оценку». Чаще хвалите своих детей даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

✔ твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

✔ умение слушать учителя и выполнять его задания (не всегда интересные);

✔ умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, неагрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

✔ определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие психологических функций:

✔ развитие мелких мышц руки (рука хорошо развита, ребенок уверенно пользуется карандашом, ножницами);

✔ пространственная организация, координация движений (умение правильно определять направления: выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);

✔ координация в системе «глаз – рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

✔ развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

✔ развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе
в течение 35–40 минут);

✔ развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово – картинка, слово – ситуация).

Мыслительная готовность:

✔ Наиболее важные показатели – это развитие мышления и речи. Полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова «потому, что», «если, то», «поэтому».

✔ Учите задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать: «Подумай».

✔ Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

✔ Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед,
за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т. д.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ?

Уважаемые папы и мамы! Вы наверняка задавались вопросом: «Когда
и как нужно помогать ребенку?» Одеваем, обуваем, водим его рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него… Возмущаемся: какой несамосто-
ятельный! Тревожимся: научится ли? В результате перестраховываемся
и лишаем ребенка возможности реализовывать и приобретать компетентности: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.

Как быть?

✔ Прежде чем помогать, следует понаблюдать: требуется ли помощь?

✔ Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), повернуть игру в нужное русло (переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

✔ Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

✔ Сначала спросите: «Что ты хотел сделать? Что именно у тебя не получается? Как бы ты это сделал, если бы умел? Какая помощь тебе нужна? Чем я могу помочь тебе? Кто может помочь? К кому бы ты обратился за по-
мощью?»

✔ После того как затруднение будет обозначено, можно правильно определить, какая нужна помощь: подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

✔ Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он приобретет собственный уникальный опыт. Таким образом, вы будете способствовать развитию его компетентности и самостоятель-
ности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА?

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если вы не научите ребенка мыслить в дошкольный период, то учить его этому в школе будет уже неэффективно.

Как быть?

✔ Больше рассказывайте детям об увиденном, побуждайте их наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; делитесь воспоминаниями из своего детства.

✔ Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочению их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, предметам.

✔ Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.

✔ Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, интересующих их объектах и явлениях.

✔ Проводите с детьми экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.

✔ Имейте представление об интересах и привязанностях ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.

✔ Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.

✔ Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности детей. Например, организуйте уголки экспериментирования, принесите песок и воду, предоставьте возможность для приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.

✔ Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: воображение развивается в изо-бразительной деятельности и др.

✔ Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам; не давайте готовых ответов на вопросы детей; побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть они придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право
выбора.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЕРЕБИВАЕТ ВЗРОСЛЫХ

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок часто перебивает вас, вступает в общение взрослых в самый неподходящий момент? Явление нередкое, досадное, приводящее к конфликтам между детьми и родителями.

Как предотвратить проблему, как справиться, если проблема уже есть?

✔ Даже если обсуждаемая проблема очень важна для вас, отвлекитесь
от вашего разговора («Извините») и скажите своему ребенку: «Я слушаю тебя».

✔ Если вы точно знаете, что в сообщениях ребенка нет ничего срочного, измените фразу: «Я обязательно выслушаю тебя, как только закончу разговор
с …» или «Ты уверен, что твое сообщение не может подождать?» Обратите внимание: в любом случае главным является ребенок, даже если до этого вы разговаривали со своим начальником.

Еще одна сторона этого явления: скорее всего, ребенок неслучайно постоянно перебивает вас. Возможно, ему недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания, пусть даже
в отрицательном смысле.

✔ Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров, напри-мер на занятиях. Возможно, причина – в искренней заинтересованности всех темой разговора и «от избытка сердца говорят уста». В этом случае правильнее сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и всем хочется сказать. Давайте договоримся: начнет тот, у кого в руках кубик (авторучка)». Предмет в руках – дополнительный тройной стимул – признак законной очередности, помощник свободного высказывания и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.

✔ Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими словами и действиями.

✔ Если все дело в этом, нужны не дисциплинарные меры, а признание: «Я чувствую, что вы немного устали. Наверно, я долго говорила. Давайте поменяемся – вы зададите мне вопросы. Или вы дадите мне задание, а я постараюсь его выполнить».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6–8 ЛЕТ

Уважаемые папы и мамы! Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому, этапу – обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если он освоил умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Как правило, он в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут ему предъявлены в школе.

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он способен переходить от своей узкой эгоцентрической позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

✔ Ребенок до 6–8 лет делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только
на непосредственное восприятие. Например, думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет он уже может учитывать другие точки зрения
и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие – легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для него, оказывается тяжелым для воды, поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые уже входят игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, поэтому ребенку не всегда удается быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему «взрослости», к которой он так стремится. Полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью,
то есть способностью сосредотачиваться на 35– 40 минут, выполняя какие-либо задачи. Чаще всего такая готовность формируется именно к 7 годам.

Ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из оценок, которые получает в свой адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...