Материалы для родителей дошкольников "Комнатные растения в жизни ребёнка"
консультация (средняя группа)

Касян Елена Викторовна

Зелёный мир комнатных растений заинтересует ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром флоры. Комнатные растения на первый взгляд для ребёнка безжизненны. Задача взрослых – помочь ребёнку увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся в доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_roditeley_dou_komnatnye.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Комнатные растения в жизни ребёнка»

Зелёный мир комнатных растений заинтересует ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром флоры. Комнатные растения на первый взгляд для ребёнка безжизненны. Задача взрослых – помочь ребёнку увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся в доме.

Приучая дошкольника к наблюдения, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов декоративных растений. Даже зелёный цвет бывает у растений разным (например тёмную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричны и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях декоративных растений! Красивый бордовый с зелёным обрамлением рисунок на листьях колеуса (крапивки, красноватые с металлическим блеском листья королевской бегонии. Декоративность растений определяется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту взрослый человек видит благодаря развитому восприятию. Ребёнок, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей недостаточного восприятия.

Великолепное зрелище представляет собой цветущее растение. Несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветков обычно имеют окраску чистых тонов. Контраст зелёных листьев и его цветков притягивает взгляд. На цветущее растение хочется смотреть, не отводя глаз. Каждый цветок – это удивительное чудо природы.

Постарайтесь научить ребёнка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребёнка. Декоративные качества растения, его красота и особенно цветение зависят от условий внешней среды. Для комнатных растений эти условия создают люди.

Наблюдая, ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, насколько жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

Приобщаясь к миру комнатных растений, ребёнок постигает тайны жизни и узнает новые формы её проявления, учится отличать здоровое, сильное, бурно растущее растение от слабого, хилого, требующего «лечения» или погибающего. Красота признак здоровья. В мире растений эта связь проявляются особенно отчётливо. Растение с вытянутыми стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивым. Внешние признаки комнатного растения указывают на степень его обеспеченности всеми необходимыми условиями жизни.

Таким образом, наблюдая вместе со взрослыми за комнатными растениями, ребёнок научится определять, где окраска растения бледная, а где насыщенная; где стебель растёт нормально, а где тянется к свету; где регулярно появляются новые побеги и листья. Систематически наблюдая за растениями, ребёнок узнает, что внешние признаки: цвет, форма, размер – это прежде всего показатели степени благополучия растения, то есть его обеспеченности необходимыми условиями жизни. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая цветы от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник научиться ухаживать за своими «зелёными друзьями». Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Как же должны поступить взрослые, чтобы с помощью комнатных растений решать различные задачи воспитания дошкольника? Дети любят действовать. Окружающий мир они познаю в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите ребёнку заняться поливкой растений. – Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдём! У меня есть лейка с водой. Я налью воду в каждый горшок. Сначала нужно показать ребёнку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребёнок наблюдает за ним. Обратите внимание ребёнка на то, как лишняя вода пропадает из горшка и появляется в поддоне.

- Ты видел, как я поливала растения? – спрашивает взрослый. Хочешь мне помочь? Ребёнку интересно и он согласится, тем более он будет делать сам. Взрослый помогает держать лейку и поливать, поясняя при этом: - Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю. Если вода появилась на одоне – значит воды достаточно. В конце поливки задайте ребё нку вопрос: А зачем мы поливаем комнатные растения? Не спешите помочь ребёнку с ответом – пусть ребёнок подумает, посмотрит на цветы, выскажет своё мнение. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся всё красивее.

Скажите ребёнку «Давай вместе посмотрим на цветы. Какие они у нас зелёные, красивые! Мы с тобой их поливаем, они пьют воду и хорошо растут».

Ребёнок обязательно должен увидеть растение в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, украшает дом, радует взгляд, создаёт хорошее настроение. Постарайтесь научить ребёнка видеть эту красоту. Покажите бутоны ещё в зародышевом состоянии, потом бутоны и из бутонов появится цветок. Понаблюдайте период цветения. Прежде всего покажите ребёнку, что цветки очень украшают растение : в сочетании с зеленью листьев они представляют собой очень красивое зрелище. Цветущее растение украшают всю комнату. Учите детей смотреть и любоваться красотой.

Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к комнатным растениям и другими способами. Читайте художественные произведения стихи, сказки и рассказы. Развивайте интерес через художественно-эстетическое развитие – рисование, лепку с натуры того цветка который ребёнку нравится. Составьте рассказ – описание про любимый цветок ребёнка. Любой результат удовлетворит ребёнка.

Для того чтобы труд был ребёнку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремлённость. Взрослый периодически даё т поручения: осмотреть землю в горшках, не пора ли поливать, рыхлить землю под присмотром родителей, протирать листья губкой, очищать пыль кисточкой, опрыскивать растения из пульверизатора. При этом ребё нок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, им нужна не только вода, но и воздух, пересаживать в новую землю, подкармливать и т. д.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет увидеть и оценить прелесть букета в вазе, красоту клумбы или газона, очарование пейзажа. Ребёнок самостоятельно сможет вырастить комнатное растение. На прогулке в лесу, в парке, на лугу он проявит наблюдательность, научится любить и ценить красоту природы.

Консультация

«Комнатные растения в уголке природы»

За окном времена года сменяют друг друга. Льет холодный дождь, завывает вьюга, а в группе детского сада тепло и уютно. Особую атмосферу помогают создать комнатные растения в уголке природы. В любое время года они остаются зелеными, растут и цветутКомнатные растения не только радуют ребят и педагогов своей красотой, но и помогают очищать воздух в группе от пыли и грязи, а также обогащают его кислородом. Благотворно влияют на жизнедеятельность и психику детей.

Комнатные растения в группе выступают в роли «зеленой лаборатории». Дети могут наблюдать за ними, ухаживать, постигать законы живой природы, приобретать полезные знания, умения и навыки.

В прошлом столетии на подоконниках красовались фиалки, герани, бегонии, фуксии и другие цветущие растения. В наше время в каждой группе детского сада есть свои «любимцы». Но воспитатель должен грамотно подойти к вопросу выбора растений для уголка природыРастения должны быть не ядовитыми, неприхотливыми в уходе и не громоздкими. Уход и наблюдение дошкольников за комнатными растениями позволяет педагогу решать воспитательные и образовательные задачи.

Младшая группа

В младшей группе желательно иметь два растения одного вида, но различающихся по величине или окраске цветов.

Детям можно предложить игры на закрепление представлений о растениях и их частях. Например, покажи какие растения цветут в нашей группе, найди растение с мелкими (крупными) листьями.

Средняя группа

Детям средней группы можно предложить ежедневные индивидуальные поручения. Воспитатель учит ребят определять на ощупь температуру воды для полива растений, влажную и сухую почву. Формируются первые навыки по уходу за растениями. Например, способы очистки листьев растений от грязи и пыли.

Старшая группа

В старшей группе уход за комнатными растениями усложняется. Дети узнают много нового о растениях, их связь с окружающей средой.

Наблюдая за пересадкой растений дети знакомятся с типами корневых систем и узнают на какую глубину можно рыхлить почву и как часто нужно осуществлять их полив. В ходе наблюдений дети знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на жизнедеятельность растений. Ребята могут сами сажать и выращивать некоторые растения из семян. А также фиксировать свои наблюдения в виде рисунков.

Подготовительная группа

Дети подготовительной группы проводят более длительные наблюдения, ставят простейшие опыты по выращиванию растений.

Растения рекомендованные для уголка природы в ДОУ

1 Цветущие (бальзамин, фикус, бегония, герань).

Растения. Имеющие разнообразную форму стебля (прямостоячий фикус, укороченный, луковица, клубнелуковица, утолщенное корневище; кактус; свисающие – комнатный виноград).

Растения с разной формой листьев и цветов (колеус, аукуба).

Растения требующие разного ухода (редкая поливка – алоэ, кактусы; частая поливка – колеус, традесканция; поливка с поддона – луковичные гиппеаструм, амариллис).

Рекомендации родителям по теме

«Мир комнатных растений»

Предлагаем Вам с детьми заняться интересной и познавательной деятельностью по теме недели :

«Мир комнатных растений».

Для этого рекомендуем вам :

1. Рассмотрите с ребенком комнатные растения. Напомните, почему они так называются, какую пользу приносят. Обратите внимание ребенка на внешний вид растения, особенности его строения, характерные признаки.

2. Выучите с ребенком некоторые названия комнатных растений : бальзамин, герань, фиалка, фуксия, спатифиллум, алоэ, амариллис, кактус, сансевьера.

3. Напомните ребенку правила ухода за комнатными растениями (растение нужно поливать, поворачивать к солнцу, смывать пыль с листьев, вытирать листья, опрыскивать, рыхлить землю). Объясните, для чего это нужно.

4. Вспомните с ребенком, что есть у всех растений(Корень, стебель, листья, цветы). Для чего они нужны растению?.

5. Загадайте детям загадки:

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит (Алоэ).

Я очень солнышко люблю.

На южной стороне расту.

С поддона только поливайте,

Про отдых мой не забывайте.

И красная воронка закивает звонко (Амариллис).

Среди листьев - огоньки,

Ваньки мокрого цветки.

Так назвал его народ – много он водички пьет (Бальзамин).

Пахнет стебель и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою… (Герань).

Не подушка для иголок,

И не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому, что весь в иголках (Кактус).

Щучий хвост в землю врос (Сансевьера).

6. Прочитайте с ребенком стихотворения:

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку

Я и все мои друзья.

Наталия Нищева

Герани куст в горшочке на окне

Пожаром алым полыхает.

Под Новый год, в подарок мне

Из года в год герани расцветают.

На белом фоне за стеклом,

Зиме на зависть и ненастью,

Цветет герань и наполняет дом

Душевной радостью и счастьем.

Варварина Раиса

На окне стоит цветок,

К солнцу тянется росток,

Красно-алые цветы,

Яркой, дивной красоты.

Они радуют цветеньем,

Шапки, словно загляденье

И головками кивают,

Любоваться приглашают.

Мы герани очень рады,

Не остались без награды,

За уход благодарит,

Ярким цветом вся горит.

Таравкова Галина

7. Поиграйте с ребенком в развивающие игры:

Игра «Назови ласково».

Стебель – стебелек;

Корень - …

Цветок - …

Лист - …

Бутон - …

Лепесток - …

Горшок - …

Фиалка - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны"

На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей. Дистанционное обучение. Чем занять ребёнка дома.

Уважаемые родители (законные представители)! На данной странице вы можете ознакомиться с обучающими материалами для детей согласно образовательной программе дошкольного образования "От рожде...

Консультация для родителей "Комнатные растения в жизни ребенка. Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями"

Цель: помощь родителям в выборе безопасных растений для детской комнаты.Задачи: познакомить родителей с безопасными и нежелательными комнатными растениями, помочь родителям привлечь ребёнка ...

«Комнатные растения в жизни ребёнка»

Комнатные цветы по-особенному украшают наши дома. Даже в самой дорого декорированной квартире будет пусто без зелёных растений, ведь они радуют наш глаз, напоминая о великолепии природы....