Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация

Киселева Альбина Олеговна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Золотая рыбка»

«Утверждаю»

Зам. заведующей по ВМР

МДОУ № 2 «Золотая рыбка»

_____________ Н.В. Бурмистрова

04.05.2022г.

Консультация для родителей

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста»

Киселева

Альбина Олеговна,

воспитатель

Козьмодемьянск

2022

Цель: Обогащение родительских представлений о речевом развитии детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.

Задачи:

1. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации пальчиковых игр детей.

2. Раскрыть сущность пальчиковых игр как средства развития речи и активизации моторики рук у детей дошкольного возраста;

3. Познакомить родителей с разновидностями пальчиковых игр и способами их использования.

4. Помочь родителям с выбором литературы по проблеме речевого развития и активизации моторики рук посредством пальчиковых игр у детей дошкольного возраста.

5. Обсудить вопрос об организации пальчиковых игр в условиях детского сада и семьи.

      Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

     При работе с детьми большое внимание следует уделять речевому развитию, а именно, пальчиковым играм, как средству развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

     В дошкольном возрасте развиваются все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

     На сегодняшний день эта проблема актуальна, так как многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС к концу дошкольного возраста ребенок достаточно хорошо должен владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

     В дошкольном возрасте ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Задача воспитателя поднять уровень развития речи детей в данный период, который будет сказываться в дальнейшем на успеваемость в школе.

     Существуют различные средства развития речи детей дошкольного возраста.  Одним из наиболее эффективных и доступных средств при работе с детьми являются пальчиковые игры. Основная цель состоит в том, чтобы развить речь детей дошкольного возраста, используя в качестве средства пальчиковые игры.

     

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

     Пальчиковые игры — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

     В работе по данному направлению используются различные методы и приемы, которые помогают достичь приоритетных целей.

Этими целями являются:

1. Посредством выполнения пальчиковых упражнений усиливать деятельность речевых зон, стимулирующих развитие речи.

2. Создавать благоприятный эмоциональный фон в группе, развивать умение подражать взрослому, учить вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.

3. Учить детей концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Добиваться более четкой, ритмичной речи детей посредством пальчиковых игр с произнесением коротких текстов.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. Развивать воображение и фантазию детей. Умение «рассказывать руками» короткие истории.

7. Развивать с помощью пальчиковых упражнений силу, гибкость, подвижность кисти рук и пальцев, что в дальнейшем будет способствовать хорошему письму.

     Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой и играми существенно влияют на речевую активность детей дошкольного возраста.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это подготавливает ребенка к правильному выполнению упражнения, создаст необходимый эмоциональный настрой.

Я всегда выполняю игровое упражнение вместе с детьми, тем самым демонстрирую, что сама увлечена игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, я постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка. Недопустимо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).  Поскольку объем внимания у детей ограничен, то ставлю перед детьми только одну задачу, не перегружая их внимание. Никогда не принуждаю к пальчиковой игре. Если ребенок отказывается по мере возможности, стараюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.

А также постоянно стимулирую и хвалю детей, даже если сначала у них не все получается.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Русским фольклором созданы игры «Ладушки»«Сорока белобока»«Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы:

1 группа - Упражнения для кистей рук,

2 группа - Упражнения для пальцев «условно статические»

3 группа - Упражнения для пальцев "динамические".

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

Можно с самого раннего, когда ребенок начнёт активно двигать ручками и пальчиками и сможет повторять движения за взрослым.

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно.

К пальчиковым играм можно отнести игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, работа с мелкой мозаикой.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с потешками или с пением. Игры с пальчиками очень нравятся детям, поэтому играйте, ещё раз играйте!

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

     Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи. На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев рук)

2) Водичка, водичка, умой мое личико…(Выполнение движений в соответствии с текстом).

3) Массаж пальцев.

«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».

Предлагаем вашему вниманию примеры пальчиковых игр и упражнений, используемые в работе с детьми 3 –4 лет:

Котёнок

«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!» (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце» (показываем как черпаем воду и пьём). 

Апельсин

«Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!» (встряхиваем обе кисти)

Гости

«К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа (большой и безымянный)

Рада Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!»

Домик

«Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук!» (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

«Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!» (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

«На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)»

Котик (выполнять действия по смыслу)

     Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

     

     Теоретическая база немаловажна в работе каждого педагога. Именно обогащая свой опыт исследованиями специалистов, педагог может построить полноценный процесс работы с детьми. Работа в нашей группе по данному направлению строится на основе учебно - методических пособий:

1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада

2.Кирпичникова Н., Развиваем сенсорику и мелкую моторику

3.Плутаева Е., Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание. - 2005.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов

5.Цвынтарный Л., Играем пальчиками и развиваем речь

Проведённая с детьми работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1) Развивая речевую активность посредством пальчиковых игр, мы развиваем личность маленького человека, умеющего творить, мыслить, сопереживать.

2) Вопросы развития речевой активности младшего дошкольника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих воспитанников.

     В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Советы для родителей по проведению пальчиковых игр дома.

1. Пальчиковые игры - это не только уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи, но и один из вариантов радостного общения ребёнка с близкими людьми.

2. Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребёнком дома. Они не требуют специального оборудования и педагогического образования.

3. Любое стихотворение или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.

4. При чтении стихотворения используйте жесты и движения пальчиков и ручек. Если ребёнок не может самостоятельно отобразить необходимое движение, то используйте приём " мягкого физического манипулирования"- держа ручки ребёнка, делайте его руками необходимые  движения.

Кот на печи сухари толчёт  (стучим кулаком о кулак)
Кошка на окошке полотенце шьёт  (имитация шитья иголкой)
Маленькие котята на печке сидят ( поднять руки на уровне груди, качаем головой вправо-влево)
На печке сидят да на котика глядят (делаем руками очки)
Все на котика глядят и сухарики едят (щёлкаем зубами)

5. Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например: катать массажный мячик по столу, палочку или карандаш тереть между ладоней. Главное использовать как можно больше аккупунктурных точек.

Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош (катаем мяч по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой)

6. Чтобы разнообразить игры, можно самостоятельно сделать героев сказки или стишка

 ( сшить, связать, использовать подручный материал).

7. Чтобы заинтересовать ребёнка, используйте разный тембр голоса: высокий - низкий, тихий - громкий. Чётко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. При этом ребёнок должен видеть ваше лицо. Дети как бы "считывают речь" с лица взрослого.

8. Продолжительность занятий 5-7 минут каждый день.

9. Одобряйте любое движение вашего ребёнка.

Список использованных источников:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.
3. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.
4. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.

5. https://kladraz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...

Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пом...

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста», описаны: понятие пальчиковой гимнастики, це...