Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.
консультация (старшая группа)

Костенкова Валерия Александровна

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_i_semi.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

                                                                        Выполнила: учитель-логопед

Костенкова Валерия Александровна

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем детском саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические 

  • анкетирование;
  • опрос;

Наглядно-информационные 

  • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;

Познавательные 

  • нетрадиционные родительские собрания;
  • консультации;
  • экскурсии.

Досуговые 

  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Очень интересно о жизни групп родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Знайте правила движения, как таблицу умножения», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Веселые старты», «День защитника отечества». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Дом для пернатых друзей» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями. В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • посещение логопедических занятий; 
  • Дни открытых дверей;
  • совместные практикумы;
  • индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
  • информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;
  • индивидуальные буклеты для родителей;
  • анкетирование.

Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

  • общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
  • использование сайта детского сада;
  • «Логопедический досуг»;

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;
  • индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;
  • возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.

С целью сотрудничества и включения родителей в образовательный процесс разработан проект «ИКТ в работе с родителями».

Цель: оптимизация взаимодействия учителя-логопеда с семьей через использование ИКТ.

Для реализации проекта разработаны циклы тематических консультативных материалов:  «Профилактика речевых нарушений», «Речь на лодошке», «Развиваем речь детей дома», «Лепим, рисуем, играем речь улучшаем». В рамках досугово-речевой деятельности проведены: «Путешествие в страну красивой речи», «Дыхание и здоровье», и т.д.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которых родители приобщаются к проблемам своих детей.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в речевую группу детского сада. Но еще до начала учебного года для родителей вновь поступивших детей я провожу групповое собрание (в мае).

На этом собрании я знакомлю родителей с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения, говорю о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказываю об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Родители подводятся к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.

Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, в середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду.

На первом групповом собрании родителям объясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

– создание мотивации, положительного настроя ребенка к занятиям дома;
– проведение занятий членами семьи с ребенком в разных формах вне детского сада;
– принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений; (наблюдение и лечение у специалистов)
– демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы; (спросить у ребенка, чем и как он занимался, поинтересоваться, кто с кем дружит и т.д.)

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей, чьи дети детей посещали логопедическую группу в предыдущие годы.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать. Я объясняю, что овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Кроме того, необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.

Таким образом, родители начинают понимать, что перед дошкольным учреждением и семьей стоят единые задачи развития детей, отличающиеся лишь путем их реализации.

В конце сентября до родителей доводятся результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе логопеда и родителя. Главная цель – установить с родителями доверительные отношения, заручиться поддержкой для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе я отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаю пути оказания помощи в коррекции речи. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня развития ребенка, от сложности речевых недостатков, от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и др.

Совместно с воспитателями группы я объясняю родителям, что их участие в коррекции речи не должно быть разовым. Каждая речевая игра и упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушится целостность педагогической коррекции. В результате пострадает ребенок.

Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к коррекции речи детей. Детский сад (логопед, воспитатели) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?

Самое лучшее – это опросить самих родителей (беседы, анкетирования), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Учитываются все высказанные ими пожелания.

Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. Для совместной деятельности детей и родителей дома. Отбирая и разрабатывая систему занятий родителей с детьми, я учитывала большую загруженность родителей, поэтому материал охватывает все разделы речевой коррекции в одном задании. Задания разработаны и спланированы в соответствии с перспективным планом коррекционно-воспитательной работы в старшей логопедической группе на весь учебный год. Задания в карточках объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику. Так как в сентябре, в течение двух недель проводится обследование детей, то карточки-задания начинают использоваться с третьей недели сентября.

Родителям предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности между членами семьи, чтобы способствовать развитию речи ребенка. Например, мама большую часть времени проводит на кухне. Она предлагает малышу перебрать горох, рис или пшено. Тем самым потренирует мелкую моторику. На кухне можно играть в игры по обогащению словаря ребенка, развития грамматического строя речи. «Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Компота?» Можно играть в «сладкие», «кислые», « горькие», «соленые» слова, игру «Приготовим сок» (из яблок – сок яблочный, а теперь наоборот, апельсиновый сок из чего? и т.д.). Мама, готовя ужин, может сказать «Овощи растут внизу, на грядке. Фрукты растут высоко, наверху, на деревьях» показывая ребенку овощ, скажет: «Картошка. Это овощ. Овощи где растут? Внизу. Достали ручками до пола. Яблоко. Это фрукт. Фрукты где растут? Наверху, на дереве. Подняли руки вверх.
Папа, забирая ребенка из детского сада, также может выполнить задания логопеда, проведя игру: «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы со звуком «Ш», мимо которых мы проходим, а еще обязательно скажем какие они». Вот машина – она синяя. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденное ими по очереди.

Увеличение и усложнение заданий происходит постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранилась «ситуация» успеха, чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.

С первых дней пребывания ребенка в речевой группе, я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, можно было из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются экспонаты из природного и бросового материала, которые были сделаны детьми дома. Пособия используются на занятиях, например по развитию связной речи или формированию звукопроизношения.

На выставке демонстрируются удачные работы детей и родителей предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении копилка игр и упражнений, которые пополняются, благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором материала на заданную логопедом тему. Впоследствии некоторые мамы пытались найти «новые» способы обучения детей, делились опытом. В ответ на задание выучить стихотворение они самостоятельно придумывали, как сделать это: запоминали стихотворение по рисункам, сделанным совместно с ребенком, по предметам, разложенным в определенной последовательности. Так появилась, например, театрализованная игра «Овощи» по стихотворению «Однажды хозяйка с базара пришла…». На усвоение предлогов – интересная игра «Птичка у кормушки».

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости занятий дома, закрепления пройденного материала оказались дни открытых дверей, круглые столы с участием педагогов группы, психолога, учителей начальной школы, речевые праздники.

На речевых праздниках основой становится то, что готовилось дома с детьми и их родителями (стихотворения, диалоги, небольшие сценки), здесь проявляется максимальная активность родителей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Вводятся задания, где соревнуются не дети между собой, а семейные команды: кто лучше повторит скороговорку, кто быстрее составит слова из разбросанных букв, кто быстрее разгадает ребус и т.д.

Логопедом и воспитателями проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения. Родители в индивидуальных беседах консультируются у логопеда и воспитателей по поводу интересующих их проблем, знакомятся с различными дидактическими речевыми играми, могут взять домой на время игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом. Родители приходят на просмотр моих занятий и занятий воспитателей, когда у них есть желание и по мере необходимости, предварительно согласовав это с педагогами.

Данная практика взаимодействия логопеда и воспитателей с семьей показала себя достаточно эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

     Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......