Консультация для родителей "Учимся читать"
консультация (старшая группа)

Коломейцева Оксана Анатольевна

Консультация для родителей "Учимся читать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся читать вслух

(консультация для родителей)

Отработка навыка чтения - трудная систематическая работа. После того как ребёнок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. В начальной школе эта работа проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей формирование полноценного навыка чтения затруднено. Полноценный навык чтения включает в себя четыре качества: скорость, правильность, сознательность и выразительность. В выработке техники чтения вам помогут правильные ежедневные тренировки. Правильность этих домашних тренировок состоит в следующем: 1.Старайтесь как можно раньше научить дочку или сына читать плавно, по слогам или целыми словами. В этом вам помогут упражнения со слоговыми таблицами. Принцип составления таблицы простой: по вертикали располагаются буквы, обозначающие изученные согласные звуки, а по горизонтали – гласные. Буквы можно писать по алфавиту или в том порядке, в котором дети будут изучать их по букварю. В клетках на пересечениях впишите получившиеся слоги. Предложите ребёнку читать слоги в столбцах сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, вразбивку, в произвольном порядке. Темп увеличивайте. Примените следующее упражнение: быстро двигая полоску бумаги или линейку по читаемому столбцу сверху вниз или слева направо, вы будете закрывать слоги, а ребёнок должен успевать их прочесть. Следующим, более сложным упражнением, будет чтение слогов так, чтобы из них образовались слова: «А сейчас соберём из слогов слова. Читайте по указке – КО-НИ. Что получилось?» (КОНИ). С помощью таблицы можно прочесть небольшие предложения, если задействовать отдельные буквы в вертикальных и горизонтальных строках таблицы, например: «У ВОВЫ КОТ». Вопрос «Что получилось?» в этом случае задавайте после прочтения всего предложения, а не после каждого слова.

Слоговая таблица

А

О

У

Ы

И

Е

Ё

Ю

Я

Э

Н

на

но

ну

ны

ни

не

нё

ню

ня

нэ

К

ка

ко

ку

кы

ки

ке

кё

кю

-

-

Т

та

то

ту

ты

ти

те

тё

тю

тя

тэ

С

са

со

су

сы

си

се

сё

сю

ся

сэ

П

па

по

пу

пы

пи

пе

пё

пю

пя

пэ

Р

ра

ро

ру

ры

ри

ре

рё

рю

ря

рэ

В

ва

во

ву

вы

ви

ве

вё

-

вя

вэ

Г

га

го

гу

гы

ги

ге

гё

гю

-

гэ

М

ма

мо

му

мы

ми

ме

мё

мю

мя

мэ

Л

ла

ло

лу

лы

ли

ле

лё

лю

ля

лэ

Д

да

до

ду

ды

ди

де

дё

дю

дю

дэ

З

за

зо

зу

зы

зи

зе

зё

зю

зя

зэ

Ж

жа

жо

жу

-

жи

же

жё

-

-

-

Б

ба

бо

бу

бы

би

бе

бё

бю

бя

бэ

Ф

фа

фо

фу

фы

фи

фе

фё

-

-

фэ

Ц

ца

цо

цу

цы

ци

це

-

-

-

-

Х

ха

хо

ху

хы

хи

хё

-

-

-

хэ

Ч

ча

чо

чу

-

чи

че

чё

-

-

-

Ш

ша

шо

шу

-

ши

ше

шё

-

-

-

Щ

ща

-

щу

-

щи

ще

щё

-

-

-

Упражняйте ребёнка в чтении столбиков слов по схеме: «слово + словечко» сверху вниз и снизу вверх:

а) первого столбика пал, пал – гал, пал – гал – ман, пал – гал – ман – бан и т. д.;

б) чтении первого и второго столбиков: пал – палка, гал – галка, ман – манка, бан – банка и т. д.,

в) чтении второго столбика по схеме «слово + словечко» сверху вниз и снизу вверх: палка, палка – галка, палка – галка – манка, палка – галка – манка – банка и т. д..

пал палка

гал галка

ман манка

бан банка

ран ранка

каш кашка

шап шапка

мар марка

2. Обращайте внимание на правильность чтения. Если ребёнок ошибся, попросите его прочитать ещё раз, правильно.

Для тренировки правильности чтения подойдут занимательные упражнения и игры:

·  игра «День и ночь». Когда вы говорите «Ночь», ребёнок

закрывает глаза, а взрослый в это время заменяет 1 – 2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «День!» ребёнок открывает глаза и читает новое слово как можно быстрее и без ошибок. Буквы можно не только заменять (кот – кит, кукла – куклы, пришла – прошла), но и убирать (экран – кран, смех – мех) или добавлять (лапа – лампа, нора – норка). Рекомендуем «наращивать» исходное слово: дуб – дубы – дубок – дубовый. При этом уточняйте значение слов: дубок – это маленький дуб. Дубовый – относящийся к дубу, сделанный из дуба.

·  упражнение «Продолжи цепочку». Предложите ребёнку составить цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего: дом – мир – рот - …

·  упражнение «Угадай-ка». Напишите любое небольшое слово, которое ваш малыш без труда прочитывает, например, крот, и закройте его нижнюю часть наполовину полоской бумаги или непрозрачной линейкой. Попросите ребёнка угадать, какое слово вы здесь спрятали.

·  игра «Собери фрукты»:

Ывасхлеъсоряблокооканцешталтдлдгрушакогвлимонлпсапельсин

Задача ребёнка – найти и громко прочитать слова, обозначающие фрукты.

·  игра «Слоги рассыпались»:

Условия игры – собрать слоги и узнать, что за гости были у слона на дне рождения.

Это было в воскресенье у слона на дне рожденья

Гости пели, веселились, в хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись, что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять, помоги гостей собрать.

Ан-ло-ти-ди-па-ко-дил

Ко-кро-шим-ко-зе-пан-рил

·  задания: «Выбери и прочитай из предложения слова, начинающиеся на определённую букву», «Выбери из предложения слова, заканчивающиеся на определённую букву», «Прочитай слова в единственном числе», « Прочитай слова во множественном числе», «Прочитай слова, состоящие из 2,3,4 слогов».

·  прямое указание: «Читай внимательно и правильно, чётко проговаривая каждое слово».

3. Чтение даже одного слова должно быть осознанным.

Спрашивайте ребёнка о том, что он прочитал и как он это понимает. Просто и доступно объясняйте сыну или дочери значение тех или иных слов, выражений. Рекомендуем приучать ребёнка пользоваться доступной ему справочной литературой: толковым, фразеологическим словарём.

Используйте занимательные приёмы:

·  Попросите малыша прочитать слова и подобрать к ним картинки.

·  Предложите прочитать предложение или небольшой рассказ, подбирая по смыслу пропущенные слова.

·  Попросите подчеркнуть в каждом столбике лишнее слово. Пусть ребёнок объяснит, почему горка не подходит к лыжам или санкам.

лыжи рак шкаф

горка щука стол

санки окунь телевизор

коньки карась кровать

·  Предложите прочитать слова и назвать их одним, общим словом.

Чиж, грач, ласточка, сова, стриж - …

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - ….

Куртка, шапка, шарф, брюки, юбка -…

·  Пожалуйтесь, что вы никак не можете разобраться в инструкции к новому бытовому прибору (швейной машине, утюгу, пылесосу и т. д.). Ребёнок поможет вам с радостью!

·  Увеличьте на ксероксе или крупно напишите (размер букв должен соответствовать размеру шрифта в учебнике) программу телепередач на неделю и предложите дочке или сыну каждый день прочитывать вам, что сегодня идёт по телевизору: так он сможет узнать, будет ли что-нибудь интересное для него.

·  Применяйте настольные игры с фишками; задания по переходу хода читает сам ребёнок.

·  Используйте аудиокниги, фильмы, мультфильмы перед чтением; чтение пойдёт легче, если содержание будет в общих чертах знакомо малышу.

·  Предлагайте для чтения доступные по смыслу загадки, пословицы, поговорки. Пусть ребёнок попытается объяснить их смысл. Помогайте ему в этом.

4. Остерегайтесь превратить работу над скоростью чтения в тупое принудительное перечитывание одного и того же текста.

Подобным образом формируется стойкое отвращение к чтению. Частые и короткие тренировки по 5 -15 минут в день дают не худшие результаты, чем одна длительная по часу, но при этом не утомляют малыша и не вызывают отрицательных эмоций. Как только вы замечаете, что ребёнок устал, сделайте перерыв, а через полчаса предложите ему почитать ещё минут 5 – 10.Чем медленнее читает малыш, тем короче и чаще должны быть занятия.

Для повышения интереса к домашним занятиям используйте следующие игры и упражнения:

·  игра «Поиск клада»

Победа в этой игре зависит от скорости чтения. Две команды (или двое детей) получают по записке, в которой написана загадка. Отгадав загадку можно узнать, где лежит следующая задачка - подсказка. По мере того, как будут отгаданы все загадки, можно узнать, где лежит клад. Побеждает тот, кто первым найдёт клад, т. е. тот, кто быстрее прочитает записку.

·  Предложите прочитать на скорость чистоговорки:

Чо-чо-чо – поцарапано плечо.

Ча-ча-ча – мама вызвала врача.

Чи-чи-чи – вот приехали врачи.

Чу-чу-чу – я лечиться не хочу.

·  Попросите сына или дочь перечитать один и тот же текст в течение минуты с последующим подсчётом прочитанных слов. Количество прочитанных слов будет каждый раз возрастать, так как текст уже знаком.

·  Используйте многократное чтение какой либо части текста с последующим переходом на незнакомую часть. В момент перехода на незнакомую часть текста инерция «наработанной скорости» позволяет ребёнку прочитать в том же темпе новые слова, которые он читает впервые.

·  Сделайте вид, что вам некогда, когда вас просят почитать. Попросите ребёнка, чтобы пока почитал вам он, а вы смените его, когда освободитесь.

·  Смотрите с ребёнком перед сном диафильмы. Читайте кадры попеременно, чтобы дать возможность малышу отдохнуть.

Помните, что скорость чтения напрямую влияет на успешность школьного обучения!

5. Обращайте внимание на выразительность чтения уже на этапе чтения предложений.

Следите за тем, чтобы ребёнок читал, соблюдая знаки препинания. Если малыш читает всё подряд, не делая пауз и остановок, обратите внимание на сознательность чтения – возможно, он не вдумывается в то, что читает. Все его умственные усилия уходят на перевод букв в звуки, а осознавать получившееся он уже не успевает. Попросите ребёнка читать медленнее, вдумываясь в каждое слово. Объясните, что точка – это знак, показывающий, что какая-то мысль закончилась, значит, надо остановиться и обдумать её, а потом уже читать дальше. Требуйте повторить или пересказать каждое предложение после его прочтения.

Уважаемые мамы и папы! Помните, что дети младшего школьного возраста легко овладевают навыками выразительного чтения на основе подражания, поэтому работайте над собственной выразительностью!

Не огорчайтесь, если ваш ребёнок на первых порах не проявляет любви к чтению. Помните о том, что низкая техника чтения и существенные затраты энергии мешают малышу в полной мере насладиться книгой. Только научившись правильно и бегло читать, ваши дочь или сын откроют для себя окно в удивительный мир, полный приключений, фантазии и самых разнообразных и интересных сведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...

Консультация для родителей "Читаем вместе, читаем вслух"

Почему же так важно читать  детям вслух? Книгу не может заменить ни просмотр мультфильмов, ни компьютерные игры, ни даже аудиокнига.Книга на наглядных примерах разъясняет детям, что такое добро и...

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти...

Консультация для родителей «Читайте детям не нотации, а книги» ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразитель...

Консультация для родителей: «Читаете ли вы дома ребенку? Что и как читать ребёнку дома»

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще по...

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Консультация для родителей "Читаем детям,читаем вместе с детьми"...