Педагогическая технология Никитина
методическая разработка

Описание педагогической технологии развивающих игр Никитина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая         технология развивающих игр Б.П. Никитина.

           Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

    Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Б.П. Никитина, состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Педагогическая технология развивающих игр (Б.П. Никитина)  направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

         Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Особенности методики Б.П. Никитина

- Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.

- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.

- В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».

- Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.

- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

- Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.

- Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

- Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

Методы и приемы  технологии развивающих игр:

  • Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,

-  принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

  • Диалогические методы:

- беседа,

- «вопросы – ответы»,

- формулировка выводов.

  • Методы обучения:

- показ способа действия  (после выполнения задания),

-проблемная ситуация,

-упражнение.

Проанализировав особенности методики развивающих игр (Б.П.Никитина), можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения,  а именно:

- под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный  способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)

(в развивающих играх ребенок сам активно действует);

- развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума

(в развивающих играх ребенок всегда опирается на свои реальные  возможности);

- в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности

(в развивающих играх ребенок всегда преодолевает свои возможности –«метод «ледокола»);

-в развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности

(в развивающих играх ребенок самостоятельно ставит цель, выбирает средства, контролирует результат своей игровой деятельности);

-развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности

(в развивающих играх формируются знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственная сфера; деятельностно-  практическая сфера ребенка);

-развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка

(в развивающих играх ребенок всегда возвращается к уже «освоенному», затем снова преодолевает трудности).

Таким образом,  педагогическую технологию развивающих игр (Б.П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.

C:\Users\днс\Desktop\4bb5bbdb94366545d6722b3b6a8a0b58.jpg

C:\Users\днс\Desktop\kem-stali-deti-nikitinyi-1.jpg

C:\Users\днс\Desktop\mTpNiuyQWW4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

«Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...

Педагогическая технология "Развивающие игры Никитина".

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мы...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

«Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагог...

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...